Удаленный доступ

Удаленный доступ

Наши дети осваивают виртуальный мир быстрее и проще, чем мы, взрослые. Но образовательная система не вполне успевает изменяться вслед за новыми жизненными реалиями. Тем не менее удалённое образование становится доступной альтернативой занятиям в классах. Насколько такое образование нужно именно вашему ребёнку – актуальный вопрос для многих родителей уже сейчас.

Совершенно естественно, когда у ребёнка возникают время от времени трудности с учёбой. Причины разные: не понял материал, поленился, прогулял урок, поссорился с одноклассниками, нагрубил учителю, заболел и почти четверть не был в школе.

И вот уже напряжение больше, чем можно вынести, и нужно искать спасения. Ребёнок предлагает: «Давайте я буду учиться дома! В школе мне трудно (скучно, плохо, неэффективно), и вообще там ничему не учат!» Обычно с таким предложением обращаются подростки. Хотя, бывает, и в начальной школе интерес к образовательному процессу тает на глазах. И первоклашки, бывает, устраивают забастовку и отказываются посещать уроки. Им неинтересно, утомительно, непонятно…

Если родители, в свою очередь, тоже недовольны качеством образования, то оставить ребёнка дома наедине с компьютером кажется идеальным решением. Тем более в подростковом возрасте возникает ещё и дополнительная проблема потери родительского контроля над взрослеющим чадом и влияния «плохой компании»… Но всё ли так однозначно на самом деле?

Как сейчас устроено дистанционное образование

В настоящее время можно обнаружить несколько разных типов школ:

  • традиционная с очной системой образования;
  • экстернат – самостоятельное обучение на дому, контроль в форме экзаменов и тестов;
  • дистанционная – удалённое онлайн-образование в полном объёме;
  • смешанная, совмещающая все рассмотренные выше типы в разных сочетаниях.

Дистанционное обучение принципиально отличается от заочной формы (экстерната). Благодаря современным компьютерным технологиям и новым видам связи и телекоммуникаций появилась техническая возможность организовать виртуальное пространство урока. Как это выглядит на практике?

Учитель и ученики находятся не вместе в четырёх стенах классной комнаты, а везде, где есть возможность подключения к Интернету. Они могут друг друга видеть и слышать (например, в режиме видеоконференции или вебинара). Учитель объясняет материал, используя вместо школьной доски специальный планшет. Задания, упражнения, тесты тут же можно проверить автоматически. Сам педагог также оценивает выполнение более творческих заданий или устных ответов. Оценки сохраняются в электронном журнале. У учащихся есть специальные электронные тетради для выполнения заданий, личная страничка в электронной системе для управления процессом обучения. Ученик сам решает, что изучать, какие учебные материалы выбрать, какая скорость движения по теме для него предпочтительна. Таким образом школьник учится быть активным в управлении своим образовательным процессом.

Плюсы и минусы

Дистанционное образование содержит в себе совершенно новый потенциал для обучения. Его преимущества очевидны:

  • Можно учиться, не выходя из дома – что в первую очередь актуально для детей с особыми потребностями: временно или постоянно ограниченных в движении, а также для живущих в отдалённых от школы районах.
  • Устанавливается свой темп обучения (для каждого ученика формируется учебный план по его возможностям и потребностям).
  • Меньше суеты. Начиная с утреннего пробуждения и заканчивая участием в жизни школы.
  • Экономия средств на учебниках, школьной форме.
  • Ребёнка окружают только близкие любящие люди.
  • Экономия времени открывает новые возможности для посещения кружков и секций или большего отдыха.
  • Обучение проходит практически индивидуально.
  • Можно учиться в любом месте, где есть Интернет, например, совмещая учёбу и путешествие.
  • Ребёнок приучается к большей самостоятельности и активности при получении знаний.

Кажется, всё прекрасно. Однако есть и подводные камни, которые надо учитывать.

  • Проблема контроля знаний. Если ученик не понимает, зачем учится – воспитывать ответственное отношение к учёбе, пробуждать интерес к знаниям приходится только родителям.
  • Взаимодействие «учитель – ученик» формально, что в большей степени исключает личностное влияние на ребёнка.
  • В жизни школьника мало или совсем нет других значимых взрослых, кроме родителей и родственников, что приводит к суженному видению мира.
  • Обучение часто стоит немалых денег.
  • Нет общения со сверстниками непосредственно через личный контакт. Дружба подменяется контактами в Сети, пусть интересными, но виртуальными.
  • Требуются финансовые вложения на обслуживание технических средств связи.

Прежде чем принять окончательное решение…

Родителям важно честно ответить себе на вопрос: почему на самом деле они выбирают для ребёнка дистанционное образование. Потому ли, что это действительно даёт ему лучшие возможности? Или маме с папой неосознанно хочется больше контролировать его жизнь и справляться таким образом со своей родительской тревогой взросления? А может быть, в этом выборе заключён мотив нашего противостояния системе или страх системы как таковой, который мы невольно начинаем приписывать сыну или дочери?

При выборе дистанционного обучения на родителей полностью ложится ответственность за организацию учебного процесса. Также именно родителям придётся создавать то пространство общения со сверстниками, где ребёнок может получить не только навыки социализации, взаимодействия и контакта (это, в конце концов, может дать и психологическая группа или тренинг общения), а опыт человеческой дружбы, близости, теплоты и любви.

Воплощение этих человеческих ценностей невозможно без спонтанной и свободной жизни, в которой внутренний процесс в душе ребёнка и его признание ничуть не меньше влияет на развитие и способность к обучению, чем внешний.

«Если родители понимают, что ребёнок – не просто болванка, которую нужно заточить под какие-то образовательные цели, а с самого начала это мир души и, в общем-то, неисчерпаемый мир, тогда очень многое может получиться», – заметил психолог Александр Лобок, занимающийся проблемами в обучении детей.

Будем помнить, что дистанционное образование – это ни плохо, ни хорошо. Это просто совершенно иной путь проживания ребёнком своих школьных лет, где родители играют очень важную роль.

Статья по теме:

Учёба на дому или Как остаться в школе?