№10, октябрь 2017 года

Учителями становятся не из любви к русской словесности, географии или математике, а из потребности делиться всем, что знаешь, умеешь, пережил – самим собой.

Учитель не может знать всего – информации становится с каждым днем всё больше. Но как отделить нужное знание от ненужного, может показать только он. Да и это не главное, иначе получается, что учитель – вроде диспетчера или продавца-консультанта, а это не так. Недаром, говоря о тех, кто нас учил, мы вспоминаем именно людей, а не предмет, который они преподавали. Помним, как они обзванивали вечером целый класс, чтобы разобраться, почему одна девочка чувствует себя в нём чужой. Как убеждали двоечника, что он на самом деле талант. Как водили в поход. Как, уйдя из школы, продолжали отвечать на детские письма и звонки – и так учили нас быть людьми. И сколько бы ни говорили о том, что образование уходит из школы в Интернет, где можно получать знания у лучших педагогов в любое время и в удобном для себя формате, в итоге всё возвращается на те же круги – к учителям, которые делятся с учениками всем, что считают самым важным для жизни. Главное – встретить своего учителя. А лучше пусть их будет много.

Ваш главный редактор Алла Виноградова

Тема номера
Мама, не надо меня провожать!

Тридцать­сорок лет назад движение на улицах было не таким интенсивным, машины редко ездили по дворам, у подъездов дежурили знакомые бабушки­соседки, а школы, как правило, были недалеко. Родители отпускали ребёнка в школу одного с 1­го класса. Сейчас ситуация сильно изменилась, и многие взрослые долго не решаются отправлять школьника без сопровождения. До какого возраста стоит провожать детей и как обеспечить безопасность по дороге в школу и обратно?

— Хотя идти всего 5 минут и сыну уже 11 лет, я обязательно провожаю его, – рассказывает Светлана, мама пятиклассника Игоря. – По пути в школу нужно переходить дорогу, на ней нет светофора, только «зебра». Машины не всегда останавливаются. У нас здесь не так давно произошёл несчастный случай – мальчика сбила машина. Когда он вступил на переход, одна машина остановилась, а другая, которая ехала во втором ряду, не затормозила, и он попал под колёса. К счастью, отделался сотрясением мозга и ушибами. Но для нас этот случай послужил лишним поводом провожать ребёнка в школу как можно дольше.

Получается, что главное – не расстояние, а то, насколько просто его преодолеть…

Дошколёнок
Учить наизусть? А надо ли?

«Самое главное – никакой зубрёжки, – решили Нина с Женей, когда пришло время готовить маленького Никиту к школе. – Ведь сегодня всем и каждому известно, что от механического заучивания один вред! Будем учить сына по-современному. Создадим дружелюбную развивающую среду, и малыш играючи сам потихоньку запомнит всё, что требуется». Заботливые родители купили и развесили в детской плакаты, затейливые таблицы, географические карты. Но ни через месяц, ни через два обещанного чуда не произошло. К счастью, приехавшая погостить бабушка ничего не знала о педагогических новинках, и спустя неделю Никита помнил всё, что полагается помнить будущему первоклашке...

Возможности детской памяти поистине безграничны. Но, как и все прочие данные малышу от природы способности – ползание, ходьба, речь, логическое мышление, – память нуждается в тренировке и родительской заботе

Технологии
Тесты в начальной школе

Активная работа с тестами начинается уже в начальных классах. Какие проблемы могут возникнуть у ребёнка при выполнении тестов и как научить его хорошо справляться с этим видом проверочной работы?

Регулярные тестирования начинаются со 2–3-го класса. Считается, что это быстрый и эффективный способ проверить, насколько хорошо дети усвоили пройденный материал. Обычно педагоги дают ученикам тест в конце изучения темы: например, прошли имя существительное – и написали работу. При этом тест – не только проверка знаний младшеклассников, но и освоение ими нового вида работы, который будет широко использоваться в средней школе.

Опасный симптом
Хрупкие косточки

Переломы костей у детей (особенно у мальчиков) случаются не только по неосторожности. Часто это результат непрочности костной ткани. Крайне редко у детей диагностируется так называемая хрустальная болезнь, причина которой – в генетических изменениях. Дети, страдающие этим заболеванием, могут «сломаться», например, чихнув. Патология обычно обнаруживается в раннем младенчестве, а иногда и до рождения ребёнка.

У детей школьного и дошкольного возраста более распространено другое заболевание – остеопенический синдром. Согласно медицинской статистике, такой синдром сегодня диагностируется у каждого четвёртого школьника 11–17 лет. Он выражается в нарушении процесса минерализации костей: их плотность снижается, и возникают частые травмы. Подобные проблемы обычно встречаются в периоды вытяжения и бурного роста, но чаще всего – в подростковом возрасте.

Заболевание не только повышает риск трещин и переломов у детей. Это один из реальных факторов риска развития в зрелые годы остеопороза – болезни, которая может привести к инвалидности. Почему возникает остеопения?

Трудный возраст
Личное пространство

Взрослеть – значит, учиться принимать решения, действовать разумно, осознавать своё место в обществе, владеть собой в разных обстоятельствах. Всё это трудно, если родители по­прежнему ощущают себя одним целым со своим подросшим ребёнком. Как выпустить его из тесных объятий, поверить, что он уже готов расправить крылья? Что сделать для того, чтобы твой малыш в будущем стал уважаемым человеком? Этот путь кажется далёким, но на самом деле он начинается сегодня, и именно родители могут задать нужное направление. Как именно?

В психологии есть понятие «пространство». Это очень важная вещь! И психологи имеют в виду прежде всего внутреннее пространство. Что это такое? Человек не должен действовать импульсивно, у него всегда должно быть время и терпение подумать. Это и есть внутреннее пространство. Не должна воплощаться наиболее простая схема «стимул – реакция», где стимул – это любое внешнее воздействие. Обязательно должна быть возможность для размышления, и только затем должно последовать принятие решения, то есть реакция. Это важно в быту, в семье и на работе. А добиться этого можно через внешнее пространство, которое потом постепенно становится внутренним.