Учёба на дому или Как остаться в школе?

Учёба на дому или Как остаться в школе?

Многие считают, что школа хорошему не научит. Особенно те, чьи дети ещё в школу не ходят. Их пугает мысль о том, что их ребёнка превратят в обезличенный объект обучения, не считаясь с его уникальностью. Поэтому такие родители решают заранее: если там не сложится – заберём и сами научим.

Проходит год-два, и мамы с папами понимают, что быть родителем школьника действительно непросто. «Попробовали, не получилось, забрали ребёнка из школы», «Меня не устраивал классный руководитель, и мы решили перевести ребёнка на домашнее обучение».

Зачем школа всё-таки нужна?

Младший школьный возраст приходится на период затишья между быстро сменяющимися кризисами младенчества и детства (как много надо освоить

и попробовать: доверие, самостоятельность, предприимчивость) и надвигающейся гормональной революцией подросткового возраста. Это самое удачное время для того, чтобы войти в новые социальные условия, примерить на себя новые роли. Ребёнок чувствует себя уверенно и безопасно в кругу семьи и, опираясь на это базовое чувство доверия, ему легче выходить вовне, пробовать, получать опыт, новые умения и навыки. Младшекласснику нравится делать что-то рядом и вместе с другими, он начинает осознавать себя частью коллектива. Именно в этом возрасте более широкое общество становится важным для ребёнка и даёт ему возможность разобраться, как оно устроено, какие правила и роли здесь работают.

Ну, а растущих и развивающихся подростков прежде всего заботит то, как они выглядят в глазах других в сравнении с их собственными представлениями о себе. Значимость группы сверстников вырастает многократно. Родителям и домашним ценностям, как ни сложно это услышать и принять, ничего не остаётся, как отойти на время в сторону и уступить место друзьям, одноклассникам и влюблённостям. То есть без школы опять не обойтись…

Кому во благо?

В законе «Об образовании в Российской Федерации» указаны две возможные формы образования («в» и «вне» образовательной организации) и пять форм обучения (очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование). Решение о выборе формы образования – безусловное право родителя.

Кому обучение на дому полезно? Бывает, что поводом его оформить становится любой конфликт, неприязнь к кому-то из учителей, к системе. Информации и учебных курсов в Интернете достаточно, поэтому родители легко принимают решение.

Но действительно ли это единственный выход? Всё ли вы сделали, чтобы вашему ребёнку было комфортно в школе? Познакомились с будущими учителями, поговорили с директором о правилах и традициях? Рассказали об индивидуальных особенностях своего ребёнка классному руководителю? А если нет, то почему?

Школа – это совершенно отдельная культура со своими целями и границами, достижениями и разочарованиями. Это важный и особый опыт для каждого из нас. И перед тем как принять решение, забрать или оставить ребёнка в школе, присмотритесь: а не со своими ли ветряными мельницами вы сражаетесь? Не сводите ли свои счёты со школьными годами?

Домашнее обучение – традиционный выбор для детей со слабым здоровьем, вынужденных пропускать месяцы и с трудом догонять школьную программу. Также учатся заочно, например, юные спорт—

смены, у которых в учебном году бывают и тренировочные сборы, и соревнования. Но – парадокс!  – среди обучающихся дома детей и особенно их родителей немало тех, кто стремится в школу вернуться. Преодолевают сопротивление учителей, доказывают, что могут учиться, как все.

Нас не прогонят!

Что же делать родителям, которым учителя твердят: «Ваш ребёнок не справляется», «Впереди сложные экзамены, он не потянет»? Или ставят диагнозы, которые звучат как приговор: гиперактивность, сложности в адаптации, дислексия?

  1. Не паникуйте. Картина может быть не совсем такой, какой рисует её педагог. Школы сейчас поставлены в жёсткие конкурентные условия. Не имея возможности изменить программу с учётом особенностей каждого ученика, они гонятся за высшими баллами ЕГЭ, за местом в рейтинге. Поэтому перевод «неуспевающих», срывающих уроки, «неудобных» детей на домашнее обучение кажется им самым простым решением.
  2. Апеллируйте к закону. Если действительно есть проблемы, важно знать: в Законе «Об образовании» сказано, что в образовательном учреждении детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации при необходимости оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. И вы в полном праве напомнить об этом учителю. А в часы работы школьного психолога – обратиться за советом или консультацией.
  3. Не забывайте поддерживать своего ребёнка, ему сейчас нелегко. В практической психологии существуют методы помощи детям со сложностями в обучении. Один из них – комплекс упражнений «Гимнастика мозга». Эти упражнения могут помочь вашему ребёнку улучшить внимание и память, справиться с непростой грамматикой, правописанием и математическими задачами, меньше волноваться на контрольной работе или экзамене и с любопытством заходить в класс. Ведь большие объёмы информации, освоение новых знаний, да и вредный Мишка из 5 «Б» – это, с одной стороны, серьёзный стресс, а с другой – неотъемлемая часть каждого школьного дня. И это очень интересно, но и одновременно непросто.

Итак, повторимся: сейчас в нашей стране та форма обучения, в которой будет получать образование ребёнок, – это выбор только родителей и самого ученика. Присмотритесь, прислушайтесь к нему. Может быть, ему важно ходить в школу, и не только чтобы хорошо сдать экзамены?