Почему дети быстро утомляются?

№ 9, 2015
Рубрика: Если учиться тяжело
Почему дети быстро утомляются?

Очередное письмо с просьбой о помощи: «Сын не старается, хорошо выполняет только часть любого задания, а потом словно засыпает. Часто жалуется на усталость, на головные боли. Не понимаю, отчего он устаёт. В течение года бывают разные периоды – иногда какое-то время жалоб нет, и тогда проблем с учёбой меньше, а иногда он отказывается идти в школу. Сплошные жалобы…»

Это типичная ситуация, когда взрослые не видят причин низкой работоспособности и повышенной утомляемости детей и считают их ленивыми, притворщиками, манипуляторами, которые просто не хотят стараться. Родителей можно понять, так как разобраться в причинах подобного состояния ребёнка бывает совсем не просто, да и причины могут быть разными. Но сначала разберём, какие именно проблемы обучения связаны с пониженной работоспособностью и высокой утомляемостью.

Прежде всего, это проблемы организации деятельности и концентрации внимания. Неорганизованность, короткое время сосредоточенной работы, отвлечение на любые шумы, действия и разговоры характерны для таких детей. Большую часть материала, который объясняется и закрепляется на уроке, нужно повторять (изучать) заново дома, при этом одно и то же приходится объяснять несколько раз. У этих детей при письме много исправлений, недописываний, пропусков, ошибок. Наступление утомления чётко проявляется в почерке – нарушается конфигурация букв, линии становятся неровными, с наклоном в разные стороны, появляется больше ошибок (не только технических, но и грамматических, синтаксических).

Утомление сказывается и на чтении – появляются ошибки, теряется смысл слов, затрудняются выделение смысла текста и пересказ. А ещё при утомлении страдают самые элементарные математические действия, решение задач и их запись. Дело в том, что при низкой работоспособности и повышенной утомляемости затруднены все когнитивные процессы – память, внимание, восприятие, мышление и пр.

Почему это не притворство?

Вернёмся к письму – жалобы ребёнка раздражают родителей, ему не верят, а состояние никак не связывается с проблемами в школе. Поэтому выделим причины низкой работоспособности и повышенной утомляемости, которые приводят к школьным проблемам.

  • Первая причина – нарушения состояния здоровья. Это дети с различными хроническими заболеваниями– и в стадии ремиссии, и при обострении, часто болеющие (4–6 раз в год). К группе риска относятся и дети с пограничными нарушениями психического здоровья (неврозоподобными расстройствами) и неврозами. К категории школьников с повышенной утомляемостью можно отнести и  гиперактивных.
    Любой ребёнок с отклонениями в состоянии здоровья имеет сниженный адаптивный ресурс. Что это значит? То, что такому сложнее, чем здоровому, адаптироваться к новым обстановке, требованиям, деятельности. Он резче реагирует на изменение условий, на новые нагрузки, на новых людей. Поэтому для таких детей очень сложен период адаптации к школе в 1-м классе.
    Собственные неудачи, помноженные на недовольство, непонимание и жёсткое давление взрослых, усугубляют ситуацию, так как эти дети очень ранимы, чувствительны, остро воспринимают неудачи.
    Следует помнить, что у детей с отклонениями в состоянии здоровья период восстановления после болезни порой очень долгий (например, после ангины – около 2 недель), а в школе в это время им приходится выдерживать двойную нагрузку (новый материал плюс пропущенный во время болезни).
  • Вторая причина – перегрузки, связанные с дополнительными школьными и учебными занятиями. Исследования Института возрастной физиологии РАО показывают, что «рабочий день» современного ученика начальной школы сопоставим с рабочим днём взрослого человека (6–8 часов). У ученика средней школы это уже 8–12 часов, а у старшеклассника – 10–16 часов. При такой нагрузке нарушается режим дня, дети недосыпают, не гуляют, у них нет свободного времени.
  • Третья причина – ежедневная ситуация спешки. Известно, что ограничение времени (цейтнот) – один из самых сильных стрессорных факторов, оказывающих отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Перегрузки, нарушение режима, постоянно действующие микрострессы резко снижают работоспособность и повышают утомляемость.
    В течение учебного года есть несколько периодов, когда повышенная утомляемость более выражена. Это период адаптации в начале каждого учебного года (3–4 недели), конец полугодия (примерно с 20 декабря) и февраль – самый сложный месяц учебного года.
  • Четвёртая причина – эмоциональное перенапряжение, повышенная тревожность. Напоминания и недовольство взрослых (педагогов, родителей), ситуации, когда ребёнка стыдят и ругают, углубляют все школьные проблемы и ещё больше снижают работоспособность.

Как помочь?

Нетрудно представить себе, как повышается утомляемость и растёт комплекс школьных проблем у детей с отклонениями в состоянии здоровья при перегрузке. Основной путь повышения работоспособности – нормализация режима и снижение нагрузки. При этом стоит учесть несколько важных требований к организации режима дня:

  • соблюдение нормативов ночного сна (10–11 часов в начальной школе, 9–10 – для учеников 5–9-х классов и 8–9 – в старшей);
  • соблюдение нормативов пребывания на воздухе (прогулок, занятий спортом);
  • ограничение времени приготовления домашних заданий (до 1,5 часов в начальной школе, 1,5–2,5  – в основной, до 3,5 – в старшей);
  • категорически запрещать выполнение домашних заданий после 18.00–19.00.

В режиме дня ребёнка с повышенной утомляемостью обязательно должен быть выделен час-полтора для разгрузки, расслабления, отдыха. Очень полезны этим детям занятия спортом (но при выборе секции стоит проконсультироваться с врачом). Обучение азам аутотренинга может снизить напряжение, повысить работоспособность.

Ещё одним значимым фактором снижения утомляемости может стать нормализация отношений ребенка со взрослыми (и педагогом, и родителями). Необходимо исключить психологическое давление, подчёркивание недостатков и проблем, речевые «атаки», наказания. Понимание, поддержка, конструктивная помощь взрослых снимают дополнительное напряжение и повышенную тревожность.

Во всех случаях, когда повышенная утомляемость сочетается с жалобами ребёнка на головную боль, боли в животе, тошноту, или отмечаются повышенная возбудимость, плохой сон, страхи, навязчивые движения (тики) и другие симптомы, следует обратиться к врачу.