Почему подростку в школе сложно?

Почему подростку в школе сложно?

Любой текст о подростках начинается с того, что гормональная перестройка и бурный рост делают картину острой, труднопредсказуемой и небезопасной. Подросток – особое состояние человека. Он уже вырос из детских штанишек, но не дорос до стадии, когда здоровый социально зрелый человек в состоянии контролировать себя. И вот в этот период буйства эмоций на подростка наваливается целое море нагрузок, где учёба – основная.

Подростковый возраст продолжается с 10–11 и до 21–22 лет. Но это не означает окончательной сформированности. Изменения продолжаются, и постепенно формируется зрелая личность. Развитие идёт скачкообразно и не всегда гладко. Для родителей это время испытаний. И те из них, кто говорит, что подросткового кризиса у их ребёнка не было, меня как психолога пугают и настораживают. Либо не заметили, либо подавили!

Не вижу, не слышу, не знаю

Мы расскажем здесь о самом начале подросткового возраста: 10–12 лет. Учителя и родители знают: это сложный период. Кажется, ребёнок издевается над вами. Он часто ведёт себя как клоун или демонстрирует полное безразличие.

По точному выражению одной мамы: «Говоришь ему что-то разумное, доброе и вечное – он кивает и делает по-своему или никак. Глазки-пуговицы, думает неизвестно о чём и, скорее всего, ничего не слышит». В этом мнении много страдания и раздражения на ребёнка. И то, и другое для него опасно. Да, он не слышит, он в своих мыслях. Но он ощущает ваше страдание и раздражение, а в ответ испытывает вину и злость. Тяжёлый букет, особенно если учесть, что с ним происходит.

А происходит вот что. Начинается ускоренное биологическое созревание. Вспомните, как мы себя чувствуем, когда измотаны, истощены, болит голова или повышена температура. Сил то много, то мало, что-то нравится или не нравится, и никто тебе не поможет. Физическое состояние не позволяет адекватно реагировать на окружающую реальность.

Возрастные перестройки, которые сопровождаются гормональными бурями, тоже знакомы взрослым. То, что они могли делать в 17 или 27, затруднено в 37 или 47.

Нечто подобное происходит и с подростком. Он как будто отступает на прежние ступени развития, к 5 годам и раньше. Но тогда все запреты диктовались родителями, а теперь родитель уже не авторитет. Внутри подростка сейчас идёт борьба и, что особенно важно, формируется характер.

В возрасте 6–9 лет ребёнок уже приходил к определённому балансу между желаниями и требованиями реальности. А потом равновесие нарушилось… Важно, чтобы теперь оно восстановилось. Тогда человек будет учитывать и мнение других, и проявлять собственное «Я» в поступках и в творчестве.

Долой с пьедестала

Какие задачи стоят перед подростком? Освободиться от влияния родительского авторитета и научиться самостоятельно принимать решения. С детства он привык пользоваться указаниями авторитетного взрослого и ни в чём не сомневаться. И вдруг это сомнение появилось. Тот, кто безоговорочно соглашался со словами родителей, вдруг понимает, что этот «костюмчик» он уже поносил, стало тесновато, и он возвращает его назад хозяину. И освобождается. Иначе подростку невозможно уйти из-под их власти, от опеки, невозможно стать самостоятельным.

Родители могут тяжело переживать такие изменения и пытаться сохранить прежние отношения. Мама успешного молодого человека со слезами на глазах вспоминает, как рядом с ней сидел за книжкой милый пятилетний мальчик и водил пальцем по строчкам. А мама 13-летней барышни рыдает в голос, потому что дочка выросла и больше не висит у неё на шее…

В поисках новой любви

Освободившись от авторитета, подросток ищет его в другом месте. И следующая важная задача – поиск любимого. Образ родителей, которых любил так трепетно, начинает меркнуть. Следовательно, нужно искать новый авторитет и объект любви. Для этого идеально подходит компания сверстников. Там всегда есть лидер, там можно найти и любовь. И всё это нужно, чтобы понять, кто ты сам такой.

В мучительной борьбе, когда неуютно в собственном теле, когда понятно, что с родителями не удастся прожить всю жизнь и надо рассчитывать на себя, проходят годы. Время изменилось, и родители не очень в нём смыслят. Ещё и приобретается первый опыт любви, как правило, неудачный и вызывающий много переживаний и разочарований.

При этом основная деятельность у наших подростков  – учебная. Вот только очень многое от неё отвлекает. И основной наш вопрос: чем мы, родители, можем помочь? Как вести себя, чтобы не повредить эмоциональному, личностному развитию и при этом подготовить ребёнка к жизни, помочь справиться с учёбой, да ещё и сориентироваться в профессии и в будущем?

Абсолютная ошибка – пытаться по-прежнему докучать детям нотациями и опекой.

Лучше найти в себе силы предоставить им свободу действий и дать понять: «Это твоя жизнь, она зависит от твоих выборов и усилий, я рядом, я могу только помочь, но не сделать за тебя!»

Как помочь с учёбой?

У каждого из нас был любимый школьный предмет. Вот по нему и можно оказать помощь. А также рассказать о своих любимых, а ещё лучше – нелюбимых дисциплинах. Ну, а если эти знания вы можете хоть немного использовать в своей работе, это поможет быть убедительными.

  • Терпение и последовательность. Иногда подросток провоцирует взрослых, пытается прощупать границы дозволенного. Сделать по-своему, но и не потерять одобрения мамы с папой. Родитель при этом должен спокойно сказать: «Ты можешь сделать по-своему, но я этого не одобряю!»
  • Юмор, шутка. У подростка уже достаточно сформировалось абстрактное мышление, чтобы понимать переносные смыслы. Кроме всего прочего, шутка разряжает обстановку.
  • Спорт как выражение агрессии и гиперактивности социально допустимым путём. И если это будут совместные занятия, то они и сблизят вас с подростком, и помогут ему справиться с его собственными переживаниями.
  • Волшебная сила искусства. Пусть выразит себя. Ведь они горазды фантазировать, писать рассказы, стихи, песни. Или хотя бы пусть слушает то, что созвучно, смотрит и видит то, что помогает разобраться в себе. Это приводит к балансу. А только в сбалансированном состоянии и можно заниматься основной деятельностью, от которой будет зависеть дальнейшая жизнь. А именно – учебной.

И в завершение – цитата Марка Твена: «Когда мне было 14, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел за последние 7 лет».