И зачем им всё это творчество?
Автор статьи:
Содержание статьи:
Содержание статьи:
Родители тратят всё больше денег на творческие кружки, мастер-классы и поделочные материалы для своих детей – и при этом всё чаще идут к психологу: ребёнку тяжело учиться и делать уроки. Вообще-то творчество должно помогать в учёбе… В чём же дело? Удивительно, но факт: посещение кружков и студий может не иметь ничего общего со спонтанным, вдохновенным детским творчеством, без которого действительно трудно и развиваться, и учиться. Как же всё это объединить?
Ане 9 лет, ей стало трудно выполнять домашние задания. Она медленно делает уроки дома, всё время отвлекается. Если не контролировать, то и вовсе начинает лепить или рисовать. Творить может часами, не замечая времени. Я попросила принести что-нибудь из результатов творчества. Работы были удивительно разные, сложные по исполнению. И интересно, что рисовала и лепила Аня очень быстро. Мы попробовали соединить творческий ресурс с выполнением домашних заданий. И вот что получилось. Задачи по математике Аня стала сначала иллюстировать, всё, о чём говорилось в условии, она лепила из пластилина или вырезала из бумаги. Это было наглядно и интересно, и решать задачи стало легче. С русским языком было сложнее. Много ошибок при списывании, много отвлекалась именно оттого, что боялась ошибки. Лепить или рисовать фразы не хотелось. И тут на помощь пришёл танец. Аня читала вслух упражнение и передавала в движении всё, о чём шла речь. Тело включалось, в танце уходило излишнее напряжение, и дело, к большому удивлению родителей, шло намного быстрее. Ведь до 3-го класса с её творчеством они только боролись: «Сначала сделай уроки, потом будешь рисовать, играть, танцевать». Конечно, важно, как родители сами относятся к творческим занятиям и их результатам. Например, вешают ли рисунки на стены, слушают ли стихи или тихо вздыхают: «Лучше бы учился, танцем себя не прокормишь». Сейчас Ане 16 лет, с учёбой всё в порядке, и она выбрала профессию художника-дизайнера.
Игра против логики или…?
В последние 10–12 лет нейропсихологи и психологи бьют тревогу. Дело в том, что до 7 лет ребёнку важнее всего двигаться, петь, играть, сочинять – это его основные занятия, необходимые для правильного развития. Нехватка такого «несерьёзного» опыта вызывает серьёзные проблемы. Но дети часами занимаются подготовкой к школе, языками, сидят за компьютером. Возникает информационная перегрузка, а творчество отходит на второй план. И этот дисбаланс мы наблюдаем уже в середине 2-го класса. Тогда у детей недопрыгавших, недоигравших возникают сложности с умением фокусироваться на выполнении задания и расслабляться, снимать накопленное напряжение.
Часто родители говорят: у ребёнка и так много творческих занятий – рисование, танцы, керамика. Но есть ли время для свободного творчества, когда работа делается не по заданной теме или схеме, а сам ребёнок придумывает то, что для него важно именно сейчас? И способы творческого выражения выбирает сам. Так ребёнок помогает себе концентрироваться, находить решения сложных задач, смотреть на ситуации с разных сторон.
Научные доклады – это интересно!
аждый человек рождается личностью создающей и созидающей. Но куда потом что девается? В школе творческая активность детей часто, к сожалению, превращается в пассивное отсиживание уроков. Почему?
Возможно, потому, что в обществе стали различные виды искусств воспринимать как нечто отдельное от обычной жизни, чем занимаются, в первую очередь, те, кто одарён в этих областях. Если до школы дети ещё танцуют, рисуют, играют, лепят, сочиняют, то к школе вы часто можете услышать от родителей: теперь некогда, нужно учиться, на творчество не остаётся времени. И творческие занятия воспринимаются как развлечение и отвлечение от чего-то по-настоящему важного и серьёзного. В школе на рисование, музыку и труд часов отведено по 1 уроку в неделю. И даже на этих немногочисленных занятиях тоже не всегда есть простор для свободного творчества. А это необходимо, как воздух. У меня был опыт работы в прогрессивном лицее в Москве. Ученики готовились к научной конференции: брали интересующую тему по профилю, готовили доклады. При этом сильно волновались, читали уныло и монотонно, думая, что это никому не интересно. И возникла идея провести с докладчиками тренинг раскрытия творческих ресурсов. Дали им краски, пластилин, бумагу, пастель, фломастеры, разноцветные скотчи, музыкальные инструменты, платки для костюмов. Можно было выбрать любой вид творческого выражения: писать стихи, прозу, разыграть мини-спектакль, оперу, сделать арт-объекты и включить их в презентацию – всё в рамках выбранной научной темы. Это было увлекательное зрелище для участников и зрителей. Но что я обнаружила как психолог?
Арт-материалы вызывали много чувств: восторг, любопытство, вдохновение, азарт, дух соревнования. Подростки говорили, что не держали пластилин в руках много лет, что давно не рисовали, не играли… А ведь именно это помогает превратить «скучную» и объёмную информацию в захватывающую историю. Как сделать так, чтобы дети включали в учёбу творческую часть? Нужна ежедневная практика! Пусть человек сам выберет, какой предмет сделает таким образом сегодня: доклад по биологии или русский язык. Ну, а что можно сделать творческого, когда пишешь упражнение по русскому языку? Например, петь буквы, придумывая разные ритмы, музыкальные стили. Петь фразы. Тогда и телесные зажимы будут уходить, не будет «деревянного» тела.
Рекомендации родителям
- Присмотритесь к ребёнку, чем он готов заниматься в свободное время. Возможно, именно этого ему не хватает, чтобы учиться не из-под палки, а с интересом.
- Организуйте пространство для творчества дома. Дайте в распоряжение бумагу, пастель, глину, клей, разноцветные скотчи, ткани, ватман, цветную бумагу – на что фантазии хватит.
- Дайте возможность ребёнку творить, когда душа пожелает. Кстати, именно так человек сам себя балансирует. Многие проблемы уйдут сами, когда есть возможность их решать творчески.
- Цените такие работы. Делайте домашние выставки.
- Даже если вам кажется, что корова не похожа на корову, а соседский Вася рисует лучше, не сравнивайте своего творца с другими.
- Творите сами – тогда вы будете более интересны для своих детей, они будут вам доверять.