Продлёнка – инструкция по применению

Продлёнка – инструкция по применению

Школа у большинства родителей ассоциируется прежде всего с учёбой. Да, мы знаем, что ещё там есть кружки и группа продлённого дня, но эта информация часто воспринимается как не требующая особого нашего внимания…

Однако рано или поздно с продлёнкой в том или ином виде сталкиваются все родители младшеклассников. По отношению к ней мамы и папы делятся на три группы:

  1. Считают, что продлёнка – пустая трата времени, только отвлекающая ребёнка от основной задачи: учиться, учиться и ещё раз учиться. Делать уроки, ходить на дополнительные «серьёзные» занятия. А школьные кружки – непрофессиональное баловство.
  2. Просто оставляют ребёнка на продлёнке до вечера, потому что выбора нет. Они работают, и дома ему сидеть не с кем, а денег на няню, которая могла бы забирать пораньше, тоже нет.
  3. Вполне осознанно оставляют ребёнка после уроков в школе. Но ненадолго – до 15.00–16.00. И вполне понимают все плюсы и минусы этого мероприятия.

Эта статья, прежде всего, адресована первой и второй группам родителей. На мой взгляд, группа продлённого дня – очень важный и полезный воспитательный инструмент. Но со своими нюансами, которые хорошо бы изучить. Кто когда-либо учился играть на пианино, помнит, что сам момент выбора его иногда превращается в отдельную эпопею. Подороже или подешевле, цифровое или обычное, старое или новое. Обычно, купив, мы зовём настройщика и после его вердикта понимаем, что нас ждёт. Если этого не делать – игры не получится. А «продлёнка» похожа на инструмент, который вам подарили.

Отличники, двоечники…

Так что же может дать нашему ребёнку нахождение в школе после уроков? Прежде всего, неформальное общение с одноклассниками. Мы иногда забываем, что в наши родительские обязанности входит не только создание всех
условий для обеспечения чада набором необходимых знаний. Умение общаться, налаживать отношения, выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно – всё это тоже необходимо для полноценного развития личности. В современных условиях жизни, особенно в больших городах, практически исчезает общение детей без вмешательства взрослых. А ходить друг к другу в гости тоже часто некогда, поскольку надо делать всё те же уроки. И тогда продлёнка становится чуть ли не единственным местом, где можно спокойно пообщаться с друзьями. Да и завести этих самых друзей. Школьных перемен для этого недостаточно. Ведь перемена – прежде всего сброс напряжения после урока. Сброс чаще всего проходит в активной форме: дети носятся, как угорелые. Тут не до душевных разговоров. А на продлёнке такого учебного напряжения уже нет, и общение становится более плавным и разнообразным.
Следующая важная составляющая этого времени: дополнительные занятия. Да, возможно, это не школа искусств, не театр юного актера и не школа олимпийского резерва. Но это всё то же общение, подкреплённое общим делом.
Узнайте: может быть, в вашей школе есть театральный кружок, на который, оказывается, ходит половина класса. И они там ставят сценки и проигрывают разные роли. Может быть, есть художественное пространство, где собираются любители творить. А может, некоторые мальчишки ходят на мини-футбол, и выглядят они довольно дружной командой. Ведь для детей возраста начальной школы основной принцип дружбы – общие увлечения. Учёба, к сожалению, чаще становится фактором разъединяющим. Отличники не дружат с троечниками, а троечники завидуют отличникам. На почве зависти и высокомерия дружба невозможна. А в пространстве послеучебных увлечений вдруг выясняется, что эта троечница умеет плести удивительные браслеты из бисера, и вот уже отличница робко подсаживается к ней и уважительно просит научить. А заядлый сборщик всех замечаний учителя на уроке вдруг оказывается самым хорошим игроком в футбол.
Теперь о выполнении домашнего задания на продлёнке. Иногда она становится единственной возможностью приучения детей к самостоятельности в этом вопросе. В классе ребёнок не будет разыгрывать привычных спектаклей, которые мы видим дома. Ему будет просто неудобно перед одноклассниками. И когда другие сидят и работают, то за компанию тоже можно. А иногда даже вместе с другом. И уроки делаем, и общаемся. Конечно, желательно договориться с педагогом о том, что вы хотели бы, чтобы уроки по одному-двум предметам были сделаны. Почему не все? Потому, что тогда теряются вышеописанные преимущества продлёнки: пообщаться просто некогда.

Человеческий фактор

Следующая составляющая процесса требует родительского внимания. Кто ведёт группу продлённого дня? Где и как она проходит? Иногда это сам учитель в том же классе. Тогда можно точно не волноваться за уроки. А если педагог-профессионал – то и важность общения детей тоже будет учитываться. Иногда – дополнительный воспитатель. И тогда, особенно в первом классе, важно проконтролировать, что она делает с детьми, каков стиль её общения. В первом классе в одном пространстве собираются разные дети. Многие не были в детских садах, и школа для них становится первым местом, где можно пообщаться. А если навыки установления контакта не сформированы – всё это превращается в сплошные толкания и драки. А если и игры, то с большим количеством обид у девочек и игр в супергероев, заканчивающихся всё теми же драками, у мальчиков. Поэтому важно, чтобы педагог не был отстраненно безучастным, а умел организовывать игры и на улице, и в классе. В некоторых школах после определённого времени, а иногда и сразу детей, иногда даже разновозрастных, на продлёнке сливают в один класс. И вот тут очень важно посмотреть, хорошо ли это для вашего ребёнка. Часто такой вариант становится источником сильного напряжения для детей. Особенно если продлёнка работает до 6–7 вечера.
И, конечно, очень важны особенности ваших сына или дочки. Для детей замкнутых и необщительных долгое пребывание в коллективе утомительно. Но полная изоляция от него приводит к усугублению тенденции к замкнутости и одиночеству. Дети-экстраверты готовы ночевать в школе, но их контакты часто поверхностны. Пребывание дома с одним другом поможет углублению отношений и более серьёзному приготовлению домашних заданий. Если такой ребёнок не посещает продлёнку, то он начинает требовать от родителей постоянного контакта. И обилие дополнительных занятий всё равно не удовлетворяет его потребности в общении. Он становится несчастным и уходит в Интернет или компьютерные игры.
Очень надеюсь, что, прочитав эту статью, вы проанализируете ваш случай. И подберёте нужную «дозировку» полезного средства под названием «Группа продлённого дня».