«Правильные» дети

«Правильные» дети
«Понимаете, я переживаю за неё! Она всё время борется за справедливость, и поэтому у неё совсем нет друзей». «Ему уже 15, а он продолжает учиться, как заведённый. И музыку слушает только классическую.

Над ним в классе уже издеваться начали». «И она так переживала из-за того, что мальчики плохо выучили текст и спектакль не получается… Хотела вообще в нём не участвовать – еле уговорила». Все эти реплики принадлежат родителям детей, обладающих определёнными чертами характера. Таких в прежние времена называли «сознательными». Они сызмальства охотно стараются соответствовать всем «классическим» воспитательным ожиданиям: прилежно учиться, слушаться старших, стараться всё делать хорошо, а лучше – отлично. При этом они чаще не тихони, а претендуют на лидерство, вернее, на командирство. Сверстников искренне стараются обратить в «правильное» поведение: построить и направить в «светлое будущее». Помните эту фразу из нашего советского прошлого? И, надо сказать, тогда такой тип личности был очень востребован в обществе. Таких выбирали в командиры звёздочек и председатели совета отряда. В классе их, может, и не всегда любили, но уважали и признавали их авторитет, поскольку они несли с собой ценности, востребованные на уровне государства.

Что происходит сейчас?

Всё не так радужно. «Правильным» детям часто бывает сложно вписаться в коллектив и подружиться со сверстниками. Им не хватает гибкости и умения принять точку зрения другого человека. К тому же они очень консервативны в своих убеждениях. Поэтому, если их не волнуют феи Винкс (в начальной школе) и обсуждение брендов одежды и техники (в старшей школе), они принципиально не будут поддерживать такие разговоры в лучшем случае, а в худшем ещё и дадут довольно жёсткую оценку. Например, заявят, что лучше бы обсуждали, как сделать, чтобы класс победил в школьном конкурсе, или как собрать денег на спасение китов в Арктике. Естественно, такие категоричные заявления встречают не менее категоричный отпор, и правдоискатель остаётся в одиночестве. Обиженный, злой, разочарованный. И одному ему плохо: ведь он искренне хочет донести до окружающих что-то полезное и важное. У таких детей, безусловно одарённых и неординарных, действительно очень интересные идеи, только вот без помощи взрослых здесь не обойтись.

Как можно помочь?

  1. Неслучайно такие дети – обычно старшие в семье. Их командирско-организаторские способности намного легче реализовать в общении с младшими. На детских площадках, на даче они собирают вокруг себя малышню и организуют их не хуже профессиональных аниматоров. Также они с удовольствием помогают в воспитании младших братьев и сестёр. Правда, чем меньше разница в возрасте, тем неохотнее младшие принимают такой стиль взаимодействия от старших, поэтому с чужими малышами получается лучше.
    Например:
    • Дать всем высказать свои идеи.
    • Избегать категоричных оценок чужого мнения типа «Это всё ерунда и чушь!»
    • Не делать всё самому, а распределить, кто что делает.
    • Обязательно хвалить или просто замечать что-то хорошее в том, что делают или говорят «коллеги» по группе.
    • Критиковать, используя Я-послания: «Мне кажется…», «Я думаю…»
    Конечно, всё это довольно сложно. Но людям такого типа эти навыки очень важны. Ведь чаще всего мы говорим детям: «Надо уметь общаться», но не расшифровываем, что это значит. Школьникам с врождённой приспособливаемостью и коммуникативностью и не надо расшифровывать. А таким, о которых мы сейчас говорим, без объяснений и конкретных навыков общения не справиться.

  2. В классе их можно назначить главными в небольшой группе, выполняющей какое-нибудь задание. Сделать стенгазету, поставить спектакль, украсить класс, подготовить поделку. Желательно начинать именно с малых групп. Тогда у педагога или родителей (если группа собралась дома) есть возможность отслеживать те моменты, когда правдоруб начинает командовать и подавлять членов группы, и потихоньку объяснять и прививать ему навыки эффективной коммуникации.
  3. В начальной школе такому ребёнку более-менее комфортно, так как ведущей деятельностью этого возраста является учебная. Младшеклассник с его стремлением хорошо учиться вполне вписывается в общие ценности класса. Но вот чем старше становится ребёнок, тем больше поводов более внимательно отнестись к его окружению. Ведь если ценностный уровень его и одноклассников совсем не совпадает, будет очень тяжело. В подростковом возрасте очень важно, чтобы были сверстники, близкие по духу. Семья уже не может в полной мере обеспечить то общение, которое необходимо подростку для дальнейшего развития. Поэтому, возможно, стоит задуматься о смене школы. Переводить туда, где собираются дети с похожими интересами. Или это могут быть секции, студии, где собираются люди, разделяющие интересы ребёнка. Сейчас довольно много летних лагерей, где предлагаются различные тематические занятия. Это и робинзонады с выживанием, и научно-исследовательские поездки на Белое море, и авиамоделирование, робототехника… Часто после таких поездок подростки продолжают общаться. Если мы им немного поможем, есть шанс вырастить взрослых, которые действительно будут менять мир к лучшему. Ведь это именно они создают волонтёрские организации, борются против загрязнения планеты, организуют марши мира и фестивали. Главное – поддерживать их правильные ценности и оберегать от разочарований в самих себе из-за неумения адекватно общаться с людьми.