Контрольные работы

Контрольные работы
«Oх, завтра контрольная! Я ничего не знаю!» – в глазах слёзы, подбородок дрожит, ещё немного – и ребёнок упадёт в обморок… Знакомая картина. Так обычно реагируют те, у кого слишком развито чувство ответственности. Материал проштудирован от корки до корки, кажется, голова вот-вот лопнет от избытка информации. Иногда такой ученик приходит в класс и не может выполнить ни одного задания или делает его гораздо хуже, чем в обычной обстановке.

Прийти на контрольную работу нужно в хорошем настроении, собранным, но не излишне напряжённым. Встать в этот день чуть пораньше, не спешить, вкусно позавтракать под любимую музыку. Если школа недалеко, а погода хорошая, обязательно идти пешком, с каждым шагом ощущая, что готовы к испытанию.

Чрезмерное напряжение, которое чувствуется во время контрольной работы, – это всем знакомый стресс. Он разрушает нашу деятельность, мешает эффективно справляться со стоящими перед нами задачами. Как с ним совладать?

Этот вопрос не имеет однозначного ответа, потому что способы борьбы со стрессом в «ситуациях проверки» зависят от двух факторов: склонностей и способностей ребёнка и специфики самой проверки. Контрольные бывают разные…

Контрольная по математике (востребованы аналитические функции мозга)

При ведущем правом полушарии, даже если налицо стопроцентная стрессоустойчивость, эта работа вызывает большее напряжение.

Главные помощники в этом случае – перекрёстные упражнения: они включают межполушарное взаимодействие и необходимое в этой ситуации аналитическое левое полушарие. Напомните ребёнку, что он обладает большим ресурсом целостного видения, и если в контрольной работе есть задачи на сообразительность, это может быть его коньком. Лучше начать с них, но если есть ощущение, что время уходит, отложить и вернуться к ним уже в конце работы. Если текст задания написан на доске, то для тех, у кого ведущий глаз находится на стороне ведущего полушария мозга, здесь может заключаться опасность. Можно просто быть не очень внимательным, списать не тот вариант, не те числа, поэтому до того, как начинать списывание, полезно сделать упражнения для глаз.

Диктант (задействован аудиальный канал)

Диктанты бывают математические, по русскому языку, графические. Общим для этой формы проверки является слуховое восприятие. Труднее всего тем, у кого ведущее ухо находится на стороне ведущего полушария. И важно сесть так, чтобы это ухо было развёрнуто к источнику звука. В диктанте обычно проверяется определённый сформированный навык – быстрого счета, написания словарных слов, ориентации в пространстве.

Здесь требуется функция долговременной памяти. Если человек учил материал и готовился, то совершенно точно всё осталось в памяти. И если позаботиться, чтобы стресс был только функциональным, всё, что нужно, вспомнится в нужный момент.

Изложение или сочинение: работает всё!

Это деятельность состоит из ряда основных этапов: слуховое восприятие и запоминание, построение плана, написание собственного текста.

Слуховое восприятие мы обсудили выше. Для лучшей работы кратковременной памяти поможет упражнение «Помпа» (учёные выяснили, что напряжение икроножной мышцы напрямую связано с кратковременной памятью). А вот умение связно изложить рассказ на письме напрямую связано с функцией коммуникации. Ведь мы как будто говорим с невидимым собеседником. Поэтому те, у кого рука как телесный символ коммуникации и доминантное полушарие находятся на одной стороне, могут испытывать трудности. Причем, леворуким будет труднее в использовании метафор, красочных эпитетов и стилей. А для праворуких сложнее выдержать основную линию повествования, чётко и последовательно аргументировать, составить план. Чтобы уравновесить работу мозга, можно взять вторую ручку и сделать «двойные рисунки» на чистом листе бумаги. Или просто рисовать ведущей рукой на чистом листе, пока учитель читает вслух текст изложения.

Упражнения «Гимнастики мозга»

Ритмирование

Можно попить воду мелкими глотками, а можно сделать Перекрёстные шаги, Кнопки мозга, Крюки Деннисона. Это помогает восстановить рабочее состояние. Упражнения можно делать на перемене, перед входом в класс.

Перекрёстные упражнения

Это любые движения, пересекающие среднюю линию тела. Хорошим дополнением может стать «Мельница руками». Руки вытянуты перед собой, правая движется вперёд, левая – назад. 3–4 взмаха – и поменять направление.

Для настройки органов зрения и слуха

По возможности сесть так, чтобы ведущее ухо было развёрнуто к источнику звука. Если выбрать место нельзя, помогут упражнения Думательный колпак, «Вращение шеей», Слон и Сова – они способствуют настройке слухового восприятия.

Ленивые восьмёрки (рисовать на парте кончиками указательных пальцев), Кнопки мозга – буквально несколько движений снимут излишнее напряжение с глаз.

Визуально-аудиально-кинестетический баланс

Это ещё одна мощная настройка для успешного преодоления стрессовой ситуации. Эти упражнения лучше делать накануне вечером или с утра, перед выходом в школу.

Нужно сформулировать актуальную цель. Выполняя упражнение, проговариваем цель четыре раза вслух, а затем – четыре раза про себя. В нашем случае: «Я выполняю контрольную работу с наилучшим результатом».

Эти упражнения задействуют основные каналы восприятия информации – зрение, слух, тело с его ощущениями в целом, а также включают межполушарное взаимодействие.

Не надо формулировать цель очень жёстко: «Я получаю пятёрку». Это вносит дополнительное напряжение: ведь сделать можно только то, что зависит от вас, максимально используя свои знания и умения, а оценка ставится другим человеком.