Разные виды интеллекта

Разные виды интеллекта

Уважаемые родители! Если в детстве вы без труда решали любые математические задачки, а ваш отпрыск до сих пор путается в таблице умножения, не спешите обвинять его в том, что интеллект у него подкачал. Возможно, он талантлив в чём­­то совсем другом. В чём же?

Когда я училась на третьем курсе факультета психологии, со мной произошел интересный случай, который заставил меня по-новому посмотреть на возможности нашего интеллекта. Ко мне обратилась моя знакомая с философского факультета, девушка в высшей степени одарённая. У неё всегда были блестящие рефераты, хоть по творчеству Пушкина, хоть по диалогам Платона. Надо сказать, забегая вперёд, что её диплом, посвященный Платону как основоположнику определения понятий, сразу рекомендовали к публикации.
И вот она просит помочь ей подготовиться по высшей математике, которую я уже сдала без всяких трудностей. Оказалось, точные науки ей совсем не давались… Так я на практике нашла яркое подтверждение тому, что много раз слышала на лекциях. Человек, имеющий способности в одной сфере, может быть совершенно невосприимчив в другой. И также на практике развенчала миф о том, что успехи в математике – единственный критерий высокого интеллекта.

Для каждого – свой интеллект

Наш интеллект не просто недостаточно изучен. Он бесконечно разнообразен и таит в себе неизведанный потенциал. Вот небольшая классификация видов интеллекта. С опорой на это описание вы можете попробовать помочь ребёнку найти то , что может стать для него площадкой для реализации. И тогда, возможно, он скажет: «Жизнь удалась!»
Эту классификацию я позаимствовала у уважаемого мною автора Майкла Гелба. Он не является профессиональным психологом и психотерапевтом, но своими книгами и лекциями делает многое из того, к чему стремятся профессиональные психотерапевты – помогает людям понять и найти себя. Итак…

Логико-математический интеллект, широко известный всем.

Ребёнка с таким интеллектом видно довольно рано. Будущего физика Льва Ландау мама находила по начерченным на асфальте задачкам. А великий учёный Блез Паскаль, которого отец планировал учить математике лишь с 15 лет, самостоятельно доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника в 8 лет, даже не зная названий геометрических фигур. Такие дети любят всё считать, решать головоломки, у них хорошо пойдут шахматы.

Словесно-лингвистический интеллект.

Такой ребёнок любит играть в слова (сколько маленьких слов можно составить из одного большого), легко усваивает языки, придумывает несуществующие слова, запоминает тексты.

Пространственно-механистический интеллект.

Дети с такими наклонностями, если вы им купите робота, будут, собрав одну модель, изобретать новые. С увлечением будут возводить высокие башни и немыслимые строения из деревянного конструктора. Они часто не рисуют, а чертят замысловатые схемы ракет и прочих механизмов. Гениальным представителем такого вида интеллекта был великий Леонардо.

Телесно-кинестетический интеллект.

Сочетает интерес к строению тела и ловкость в усвоении физических упражнений и владении своим телом. Такие дети будут с увлечением изучать анатомические атласы. Они необычайно ловкие, с хорошей координацией, прекрасные танцоры. Возможно, из такого ребенка вырастет новый Евгений Плющенко.

Музыкальный интеллект.

Дети с такими способностями легко усваивают существующие мелодии и создают свои. Для них естественным является то, что разные явления природы выражаются разной музыкой. Яркий тому пример – Вольфганг Амадей Моцарт, который способен был создать и «Реквием», и «Маленькую ночную серенаду».

Следующий вид интеллекта относится к сфере межличностно-социальной.

У таких детей легко складываются взаимоотношения, они становятся неформальными вожаками в детских играх. Вырастая, они являются лидерами, вошедшими в историю. К ним относятся Махатма Ганди, королева Елизавета I.

И в заключение ещё один вид интеллекта – внутриличностный, иными словами – самопознание.

Такие дети удивляют наблюдениями и размышлениями о природе человека. Им нравится вести дневники, сравнивать и делать выводы. Наблюдать за изменениями в себе и окружающих. Возможно, из них вырастут такие столпы психологии, как Виктор Франкл, Л. С. Выготский.

Яблоко от яблони…

Но самое главное, что должны помнить родители: не только интеллект ребёнка таит неограниченные возможности, но и их собственный интеллект несёт в себе большой потенциал. Выдающийся отечественный физиолог Петр Анохин сравнивал человеческий мозг с «многомерным полифоническим музыкальным инструментом, который может играть бесконечное число музыкальных пьес одновременно».
Как ни удивительно, мнение о якобы снижении физических и умственных способностей с возрастом неверно. Мозг человека с годами может улучшаться. Вплоть до глубокой старости наши нейроны способны образовывать всё более сложные связи.
Отсюда вывод, что пример родителей, всё время находящихся в физическом тонусе и познавательном поиске, поможет детям в развитии и становлении.
И в заключение хочется напомнить, что успех хотя бы в одной сфере приводит к повышению самооценки. А в таком состоянии ваш ребёнок неизбежно улучшает свои показатели во всем остальном! Важно помочь ему найти эту самую его сферу, его вид интеллекта.