Мой ребёнок – другой?

Мой ребёнок – другой?
Чья это тревога? Конечно, в первую очередь – взрослых: родителей, учителей, родственников. С рождения ребёнка родители тревожатся, сравнивают его с другими: как выглядит, ест, спит. Всё ли с ним нормально? И переживают. Иногда даже стараются скрыть это, но дети всё равно чувствуют. Их реакция может быть разной: кто-то старается быть таким, как хотят родители, а кто-то, обидевшись на них, ещё сильнее раздражает их своими особенностями.

Конечно, общественное мнение может влиять на родителей. А вот Петя у тети Зои уже читает, да и цифры до 10 знает, – бабушка с укором смотрит на молодую маму, у которой сын в свои 4 года буквами совсем не интересуется, а бегает, прыгает, играет. И зароняется сомнение: может, я плохая мать (или плохой отец), что-то не так с моим ребёнком? Начинаются сравнения. Трудно его принимать таким, какой он есть. Помогает бережный интерес родителя к особенностям ребёнка. Вот пример из садоводства: если вы знаете, что конкретно это растение растёт очень медленно, требует постоянного внимания, капризно в уходе, но зато через много лет дивно расцветает, вы не будете дёргать росток, чтобы быстрее рос, и закалять неприхотливым уходом. Вы будете наблюдать и терпеливо ухаживать.

Ты сделаешь это за меня

— Родители очень мучаются со мной, – доверительно прошептала Женя, девочка 13 лет. – Я ведь отличаюсь от нормальных детей. Я много раз слышала, мама и бабушка шептались, что мне не надо рассказывать и вид показывать, что я с проблемами. А ещё я слышала, как они возмущались, что почему-то именно в их семье, где очень ценят красивую речь, родилась я, с заиканием. Я очень стараюсь исправиться, но не могу. Знаете, я хочу быть ветеринаром, животные меня лучше понимают, а я их. А родители и слышать об этом не хотят: мы тебя подлечим, и ты тоже будешь журналисткой, не расстраивайся. Стараются делать вид, что всё нормально, но я же вижу их лица, когда они слышат мое заикание!

Мама и папа действительно с трудом скрывают разочарование, им почему-то очень важно, чтобы дочка стала свободно говорить. С начальной школы пытались отдавать в кружки, где нужно много говорить, чтобы комплекс снимался. Но на занятиях тревога только усиливалась, так как Женя видела, что её речь отличается от речи других детей. В школе Женя не одна такая, и над ней не смеются. А вот дома – завышенные ожидания и нежелание принять, что заикание сильное, и если настоять на журналистике, то неуверенности и страданий не избежать. Мама решила посвятить себя дому, когда родилась Женя, и оставила карьеру журналиста, мечтая, что дочь продолжит её. Поэтому заикание Жени воспринимала как издёвку. Много сил и времени тратила на исправление речи. Когда мама поняла, что это её нереализованная мечта, стала думать, как ей вернуться в профессию. Прошло два года. Мама вернулась к работе, дочка пошла на курсы подготовки в ветеринарную академию. Заикание не ушло, но родители увидели: когда они приняли эту особенность дочери, заикаться она стала меньше.

Против всего мира

Что мешает иногда вовремя разобраться с ситуацией и помочь ребёнку справиться с трудностями? Страх семьи признать, что особенности ребёнка могут быть связаны с особенностями самой этой семьи.

Игорь отличался от своих сверстников повышенной агрессивностью, дети его старались избегать. Он переживал, но родители, пытаясь его успокоить, всё время говорили: «Ты у нас лучший. Это они все не такие! Ты с ними не играй! Тебе и без них будет хорошо! Лучше книгу почитай, всем сможешь доказать, что ты – умный». На попытки других родителей в детском саду разобраться с ситуацией был всегда ответ, что никакой проблемы нет. Потом началась школа. Проблемы усугубились. У Игоря пошла слава хулигана, многие обходили его стороной. В конце 1-го класса учительница пригласила родителей и сказала, что, возможно, для Игоря лучше учиться дома. Это стало ударом для мамы с папой. Они обратились к специалистам – психологу, неврологу, детскому психотерапевту – с просьбой дать рекомендации, как ребёнку помочь. И только когда началась работа с семьёй, выяснилось: они переехали из другого города несколько лет назад, у самих родителей был стресс адаптации. Была выбрана защитная модель поведения: нам никто не нужен, справимся сами. В данном случае агрессивное поведение сына было сигналом, что стресс испытывает вся семья. С семейным терапевтом родители смогли понять свои тревоги, волнения. Это позволило увидеть поведение сына по-другому и начать помогать ему справляться с собственными чувствами. Игорь стал ходить в психологическую группу общения со сверстниками, где учился общаться и контролировать собственную агрессию.

Грамотный подход

В одной из московских школ был проведен эксперимент по психологической работе с принятием своих особенностей учениками 3-го класса. Психолог Ольга Гаврилова предложила в классе, где уже сложились отношения, способы общения и мнение друг о друге, выбрать роль, противоположную той, что ученику свойственна. Например, если ребёнок медлительный – он играл самого быстрого персонажа, если самый тихий – разговаривал без остановки, самый маленький был великаном. В течение года дети исследовали эти противоположные качества, осваивали роли. А на самом деле, на психологическом уровне, проживали принятие своих настоящих качеств. В конце года сделали спектакль, играя новые качества в себе. И это имело большой смысл для каждого ученика и для класса в целом: все лучше стали принимать других такими, какие есть. Взрослым важно быть внимательными к особенностям ребёнка, помогать ему взаимодействовать со своими особенностями, научить жить с ними, тогда они не будут мешать, а будут просто особенностями.