Что такое хорошо и что такое плохо

Что такое хорошо и что такое плохо
«Мама, сегодня учительница попросила меня, чтобы я следила за всеми, кто плохо вёл себя на перемене, и ей потом рассказывала! – Дочка, в наше время с тобой бы не дружили после такого… – Да? А почему?!»

«А мы с Егором и Петей вчера побили Димона. Он достал уже меня весь год обзывать. – А почему с Егором и Петей? Трое на одного как-то нечестно. – Почему это нечестно?!»

Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что наши дети не понимают, что значит поступить подло, гадко или, наоборот, благородно. А иногда не очень-то понимают, что значит дружить и какие поступки приемлемы среди друзей, а какие нет. Многие родители удивляются, и раз за разом я слышу от них что-то вроде: «Но я же уже в 5–6 лет точно знал, что такое хорошо, а что плохо. И меня никто особо этому не учил. Как-то само». А вот и не само. Те, чьё детство (хотя бы до 5–6 лет) пришлось на эпоху СССР, часто недооценивают фактор воспитательного воздействия общества. Ценности были едиными для всех. В каждом детском саду примерно одинаково объясняли: думать о других – хорошо, а только о себе – плохо. Помочь пожилому человеку – правильный поступок, а пройти мимо того, кому нужна помощь, – низко и гадко. Все это подтверждалось примерами из книг про пионеров-героев и не только. Входило в сознание образами из мультиков и кино. Дальше началось время развала общих ценностей, и в конечном итоге мы сейчас имеем иную картину. В каждой семье ценности свои, а педагоги предпочитают ни во что не вмешиваться: себе дороже. Да и в их функциональные обязанности больше не входит воспитание. Только развитие и обучение.

Её величество интрига

В одном детском саду 6-летний мальчик ежедневно доводил до слёз половину группы: как только какие-нибудь дети начинали вместе играть, он подходил к одному из них и говорил: «Ты что, с ним дружишь? Фу! Он же глупый, ест козявки, не умеет читать». Причём это была не просто гадость, а то, что действительно было слабым местом этого ребёнка. Дети начали ссориться друг с другом, обижаться, пытаться завоевать одобрение этого мальчика. Воспитатели не знали, что делать. Решили рассказать родителям ребёнка. Ответ папы обескуражил: «Молодец сынок, далеко пойдёт!» И только после жалоб остальных родителей было принято решение говорить с детьми о том, что такое дружба, читать книги по теме и обсуждать, какие слова и поведение могут быть очень неприятны. После этого дети стали давать мальчику отпор, а его родители, возмутившись, забрали сына из сада. Это история из жизни дошкольников, но ровно то же, только в более жёсткой форме (вплоть до доведения до самоубийства), мы всё чаще видим у подростков. Дети без чётких ценностных ориентиров ведут себя в коллективе по законам стаи, где главное – показать силу, в том числе и за счёт подавления более «слабых».

Эх, мало наваляли…

Важно осознать: если дома нет специального общения на тему вечных ценностей, дети впитывают их только из нашего с вами поведения и разговоров. А это зачастую разговоры про деньги: хватает, не хватает, заработать, потратить… Или про вещи: походы за покупками, обсуждение покупок. Про работу – в лучшем случае увлечённо и с интересом, а в худшем – про усталость, вредное начальство или мерзких коллег. Возможно, я сгущаю краски, но давайте честно вспомним, когда мы в последний раз обсуждали с детьми поступки, которые можно назвать добрыми, объясняли, что такое зло и что делать стыдно (кроме учёбы на двойки и тройки)? Когда помогли старенькой бабушке выйти из автобуса или в дождь подвезли промокшую девушку? Если совсем недавно – тема ценностей в вашей семье присутствует. Если давно или никогда – задумайтесь, откуда тогда ваш ребёнок черпает своё представление о хорошем и плохом. Ведь даже просмотренный вместе, но не обсуждённый мультик или фильм не обязательно приводит к одинаковым выводам.

Наводим мосты

Так что же очень важно делать нам с нашими детьми, начиная с 4-х лет и пока они нас ещё воспринимают (в подростковом возрасте уже часто не очень)?
  1. Читать детям вслух или обсуждать с ними прочитанные книги.
  2. Смотреть кино вместе. Хорошая традиция: хотя бы раз в две недели смотреть фильмы, в которых, на ваш взгляд, затронуты темы ценностей. И потом, конечно, обсуждать.
  3. Принимать участие в благотворительных проектах (перечислять деньги на лечение, сажать деревья, вязать пинетки в Дом ребёнка, отдавать одежду малоимущим семьям и т. д.) и объяснять детям, почему и для чего вы это делаете.
  4. Просто задумываться: пример каких ценностей мы показываем детям своим образом жизни, разговорами? Можно тысячу раз сказать ребёнку, что с людьми нужно вежливо обращаться, но если мы при этом орём на домработницу или не здороваемся с соседями, то впитается именно это.
  5. Разбирать примеры из их жизни, общения с друзьями, учителями. Рассказывать о своём детстве и поступках, которыми вы гордились и за которые вам было стыдно.
  6. Отпускать в гости к другим детям, приглашать к себе и разговаривать о том, почему в разных семьях многое по-разному. Многие дети начинают задумываться о разных ценностях, попадая в другие семьи (примерно во 2–3-м классе в больших городах). И сами начинают спрашивать, почему у нас так, а у них иначе.
Главное – осознать: сами по себе ценности не возникают в головах и душах детей. Они прививаются нами или хаотично впитываются из окружающего мира с непредсказуемыми последствиями.