Помогите ботану

Помогите ботану

Умненький, развитый, но всегда один – с сожалением и тайной гордостью говорят родители. Ну, нет в классе равных ему, что поделаешь. Воображала, умник, рохля – фыркают одноклассники… Что же, горе от ума – школьная реальность?

Как их воспринимают окружающие

— Тихий ребёнок, часто много знает, только иногда раздражает тем, что начинает умничать, не поднимая руки, а иногда так долго думает перед ответом, что проще вообще не спрашивать, письменно пусть отвечает. С движениями у них, конечно, беда: в углы не вписываются, а на физкультуре просто в двух ногах запутываются намертво. Да и полноваты. Вот и дразнят их за это. И друзей маловато… Иногда вообще одни сидят, или в углу книжку читают, или бродят по коридору как неприкаянные. И сочувствие, вроде, вызывают, и раздражают этой своей физической и социальной невписываемостью.

Что они сами о себе думают

— Почему они все шарахаются от меня, как от прокажённого? Я же, вроде, умную вещь сказал. Папа говорит, они просто завидуют. А может, прав этот мерзкий недочеловек Васёк: я просто не в тему, тупой ботан, который достал всех своей заумью… Ну и пусть, он вообще пустоголовый – только и умеет в футбол гонять. И почему у меня никогда так не получается, как у него? Наверное, каждому своё. Надо будет поискать что-нибудь по этому поводу в Инете. Разные подклассы людей на планете Земля. Да, смешно, жаль только – рассказать некому…

Что с ними делать

  1. Часто родители таких детей идут по пути наименьшего сопротивления: ну, сидит ребёнок с книжками и познавательными передачами в обнимку – вот и славно. Умным будет! А вот спорт… С велосипеда падает, по мячу попасть не может, и не надо ему – тяжело ведь. Но таким детям спорт необходим! Во-первых, рано или поздно координация налаживается, и они могут вполне собой гордиться и не выглядеть совсем уж белыми воронами на фоне сверстников. Во-вторых, тогда реже возникает проблема с лишним весом, свойственная таким детям. А возникает она потому, что движения мало, и потому, что все свои эмоциональные переживания дети часто склонны заедать. Спорт и движение также помогают сбросить эмоциональное напряжение.
  2. Второе их слабое место – навыки коммуникации. Именно поэтому хорошо, когда такой ребёнок с детства дружит с детьми поактивней и поразговорчивей. Тогда, попадая в один класс, они продолжают дружить, и «ботаник» не остаётся в одиночестве. Летом полезны лагеря с организованной программой, направленной, в том числе, на общение. Нужно водить его в психологические группы общения. Часто в подростковом возрасте такие дети сами начинают искать информацию по навыкам эффективной коммуникации, так как осознают, что у них всё не очень складывается в этом вопросе.
  3. Очень важно уделять внимание коллективу, в котором учится ребёнок, особенно с 10–14 лет, когда дети ранимы, а сверстники могут быть жестоки. Иногда без вмешательства родителей такие дети просто не справляются с ситуацией травли, и их начинают посещать вполне серьёзные суицидальные настроения. Помочь может перевод в школу, где любовь к учёбе разделяется сверстниками. Сейчас очень много гимназий и лицеев, в которые берут начиная с 7-го класса, и именно тех детей, которым действительно нравится что-то изучать, а не маскироваться под большинство, ушедшее в подростковые радости общения. В вышеописанных учебных заведениях «ботаники» оказываются среди себе подобных и буквально «расцветают».
  4. Одним из средств, помогающих в трудную минуту, становится мир компьютера и Интернета. Для многих это единственный способ хоть какого-то общения. К тому же в виртуальном мире можно придумать себе любой образ и наконец-то стать популярным, уважаемым. Иногда это помогает и с одноклассниками наладить контакты. Есть что обсудить. Но родителям важно следить, чтобы в реальном мире тоже было на что опереться. Хотя иногда для этого требуется папе самому вспомнить, как играть в хоккей, а маме – взять совместный абонемент в бассейн. А ещё важно просто почаще разговаривать со своим ребёнком, интересоваться его мнением. Если в родителях он обретает ещё и друзей, то многочисленные сложности его жизни становятся не такими уж пугающими. Он не один, он нужен, важен и интересен не только как успешный ученик, но и как человек, личность.