Как мама играть научилась

Как мама играть научилась

Если родители вдруг разлюбили играть со своим ребёнком – возможно, это сигнал, что им пора отдыхать. Но когда папе с мамой такое неинтересно вообще – надо разбираться, почему. Ведь это очень мешает строить отношения с детьми. Для них игра – язык, на котором они говорят.

Вы поймите, выросла я уже из игрушек, наигралась. Теперь приходится вон какие проблемы решать! – вздыхает мама двух сыновей 4 и 7 лет. – Сколько пишут – играйте с детьми, и всё у вас будет хорошо. А кто обед будет готовить, деньги зарабатывать, уроки делать помогать? И представляете, психолог в школе то же самое говорит: играйте с Денисом, он всё ещё нуждается в этом, хоть и первоклассник. А я не могу и не хочу! Что делать? – спрашивает меня 32-летняя Татьяна.

Пора взрослеть?

Так как игра – не обязанность, а удовольствие, важно понять, что превращает её в обязаловку. У самой Татьяны родители развелись, когда она училась в первом классе. Тогда мама и сказала ей слова, которые Таня запомнила на всю жизнь: «Танюш, придется взрослеть. Мы теперь живём с тобой вдвоём, я работать буду больше, пора игр прошла». Таня видела, как было тяжело маме, когда отец ушел в другую семью, очень переживала, старалась помочь. Готовила еду, стирала, убирала, ходила сама в школу, ни на что не жаловалась. И действительно перестала играть… Она заморозила свои чувства и жила, стараясь не думать и не чувствовать, и играть ей расхотелось. Психологическая травма – развод родителей – не была пережита, состояние депрессии и беспомощности было хорошо знакомо Татьяне и после.
— Как будто жизненная энергия радости в 7 лет ушла, как будто я не имела права быть счастливой и играть, если маме так плохо, – рассказывала Татьяна.
— А Ваши дети могут быть счастливы?
— Конечно!
— Им важно, чтобы Вы разрешили им быть детьми, счастливо играть. А для этого нужно разрешить радоваться себе самой.
Понадобилось довольно много времени, чтобы Татьяна спустя годы смогла пережить и принять травматическую ситуацию развода, восстановить контакт со своим внутренним ребёнком, пережить боль и найти силы для игры. То, что начало происходить в результате, удивило и её саму, и её близких.

Папа, давай ты будешь динозавром!

Вечером папа, как обычно, улегся на диван с ноутбуком отдохнуть после работы. И… превратился в динозавра у пещеры.
— Пап, ты динозавр, мы на тебя охотимся. Так что лежи тихо, а то мы тебя обнаружим.
— М-м, – бурчит папа.
— И даже не мычи, а то мы тебя поймаем.
Дети начинают радостно строить ловушки в комнате. Тут входит мама. И тут же превращается в охотника из незнакомого племени: шумит, кричит, что опять дела не сделаны и игрушки валяются. Да нет, не охотник, – она просто туземка, и отвечать ей надо тоже на непонятном языке. Мама сделала выводы. Она молча вышла, вернулась через несколько минут с мешком камней, которые мальчики натащили с улицы. Выложила тропинки и жестом пригласила пройти. Дети направились по тропинке. Дорога привела их в собственную комнату, где были разбросаны игрушки. Мальчишки было хотели повернуть обратно, но мама продолжала показывать на что-то на полу. Там лежало письмо-рисунок, где были изображены игрушки, собранные в ящики, и рядом какая-то коробочка, закрытая на ключ. Татьяна не выходила из образа туземки, отказывалась понимать возгласы: «Потом уберёмся! А что там в коробочке?» Дети поняли, что с туземкой не договориться, и быстро убрали игрушки. Мама дала им ключ, они пытались открыть, но замок был с секретом. Тут все вспомнили про папу и побежали его ловить, тем более что он, слыша не обычные капризы, а «иностранную речь», в какой-то момент решил посмотреть, что там творится. Встал с дивана – тут дети его и поймали, динозавр же всё-таки. Обещали отпустить, если откроет коробочку. В коробке оказалось ещё одно письмо – с просьбой найти украшение туземки, пропавшее в джунглях детской. И нарисован лабиринт, как искать сокровище. Весь следующий вечер дети наперегонки разбирали книжный шкаф, попутно наведя там посильный порядок. Нашли много полезного: нужные детали конструктора, давно пропавшие машинки, ну, и украшение. Довольная «туземка» позвала их на пир, угостив «чудодейственным супом» (овощным, который обычно ели неохотно). Это ведь был не просто суп, а зелье силы, которое готовится с древних времен в их племени, и кто его съедает, приобретает огромную силу. Но только сегодня, так как это слишком драгоценная еда.

Пауза для наблюдения

Конечно, на всё это потребовалось время. Несколько вечеров, вместо того чтобы ругаться и требовать, мама сначала наблюдала, во что дети играют, а потом придумывала, как она может включиться в игру, и увлеклась. Начала вспоминать, как и во что она сама в детстве играла, находить творческие решения. Сначала ей было нелегко, но ежедневные тренировки сделали своё дело: мама стала быстрее включаться в игру и придумывать новые ходы и повороты. Папа тоже включился: лежишь тут с ноутбуком на диване, а всё самое интересное пробегает мимо – обидно же. Да и вечерние скандалы с детьми прекратились. Стали соревноваться, кто придумает самую интересную игру. А теперь о серьёзных результатах: дети стали меньше капризничать и легче выполнять просьбы, делать задания, так как им хотелось поиграть. Общаться стало интереснее, и родители ощутили, что им самим тоже хочется продолжить начатую вчера игру с детьми. А главное – им стало проще разговаривать с сыновьями и на другие, не связанные с охотой на динозавров темы.
Ну что, начинаем играть?

Шаги:

  1. Наблюдаем детскую игру.
  2. Интересуемся.
  3. Включаемся.
  4. Договариваемся с детьми.
  5. Находим себе роль, которая интересна, и играем с удовольствием!