Все равно тебе водить!

Все равно тебе водить!

«Да когда же им играть, с шести лет – такая большая нагрузка!» – вздыхают взрослые, разговаривая о своих подрастающих детях, учениках начальных классов. Давайте же посмотрим, когда и во что играют наши дети, которые уже стали школьниками.
Вот мы в свое время играли в прятки, казаки-разбойники, догонялки, прыгалки, классики, в мячик гоняли во дворе. Заглянем в школу на перемене? Лучше не надо, советует директор: сшибут, носятся как угорелые. Присмотревшись, вижу, что не просто носятся, а все так же играют в салочки, «чай-чай, выручай», в прятки. Просто так шумно и много детей, что сразу трудно увидеть: играют-то по правилам. И, несмотря на толпу, четко видят, кто участвует в их игре. После уроков у школы вижу ребят с мячом, играющих в «съедобное – несъедобное», но слова говорят на разных языках, кто какие помнит, а другие должны догадаться или узнать значение слова. На площадке мальчишки все так же гоняют в футбол. В углу школьного двора девчонки закапывают «секретики», закрывая красивый камешек или фантик не осколком цветного стекла, как раньше делали, а кусочком пленки: стеклянных бутылок стало меньше. Компания первоклассников играет в ролевые игры – семью кошек, проигрывая вечные темы «дочки-матери», «школа». Удивительно, иногда еще можно даже встретить «Море волнуется – раз». Спрашиваю, откуда узнали эту игру, – говорят, взрослые научили. То есть интересные игры дети с удовольствием освоят, если им расскажут и вместе с ними поиграют взрослые: родители, учителя. И это только поднимет их авторитет в глазах детей.

Тайный мир переменки

Проведя в начальной школе блиц-опрос, в какие игры дети больше всего любят играть, получаем: салочки-выручалочки, прятки, футбол. Еще в игрушки, в конструкторы, куклы, сами придумывают игры.

На самом деле, несмотря на изменившуюся нагрузку в школах, увеличенные ожидания от детей, они продолжают играть в любую свободную минуту, так как для них это необходимое условие полноценной жизни, освоения новой информации, развитие себя как личности в социуме. Когда я спрашиваю детей про игры, они сначала очень настороженно говорят: «А зачем это вам?» Не верят, что игры могут быть интересны сами по себе. Когда контакт налаживается, с удовольствием начинают рассказывать, придумывать и… спрашивать про игры, в которые играли во времена детства их родители. Искренний интерес к играм детей – это ключ к взаимопониманию и доверию с ними. И хотя дети меняются, времена меняются, игры изменяются, сохраняются смыслы игр: обучение взаимодействию друг с другом, развитие творческого мышления и поведения, умение находить новые решения, видеть процесс игры целиком и достигать своих целей, быть собранным и при этом радостным и увлеченным деятельностью. Игра – тренинг умения быть включенным в процесс деятельности и достигать результатов. А это – необходимые условия и для успешной учебы, и для будущей профессиональной деятельности.

Побегать, чтобы отдохнуть

Вернемся к играм. «Интересно, и что, по-вашему, хорошего в салочках?» – часто спрашивают родители. Когда ребенок убегает, он учится ловкости и координации движений, умению двигаться среди других людей. Когда догоняет – осваивает роль лидера, умение быстро принимать решения, развивает смекалку и направленные движения – то есть тренирует качество достижения результата. А еще в салочках снимается физическое, эмоциональное и интеллектуальное напряжение, усталость, накопленная в течение учебного дня. То есть подвижные игры – это способ регуляции психоэмоционального состояния ребенка. На самом деле, чтобы по-настоящему понять и вспомнить, зачем эти игры нужны, чтобы вспомнить телесно игру, нужно поиграть вместе с ребенком. Пройдемся по дворам – появились новые площадки с веревочными лестницами, трубами-горками, где дети с удовольствием придумывают физические упражнения в играх. А если по дороге домой не попадется площадка, то и маленькая горка подойдет – можно на ногах прокатиться. Овражек – перепрыгнуть, лужи – померить на глубину, посчитать (обучение математике!), попрыгать через них и в них. Ветки деревьев на земле могут превратиться в оружие защиты или нападения. По дороге домой проигрываем ситуации общения в школе, таким образом решая свои, порой очень трудные, психологические вопросы.

Мой веселый звонкий мяч

Конечно, время на подвижные игры у детей сократилось – и это большая потеря. Ведь, играя в виртуальные игры, проходя один за другим уровни сложности, ребенок повышает свою силу и ловкость только в голове, в своем представлении о себе. Но когда летит реальный мячик, может испугаться, так как в теле не тренирована естественная реакция.

Игры с мячом – это целый мир обучения различным качествам, и не только физическим, но и психологическим. Когда ребенок кидает мяч – он учится делиться с миром, с другими, когда ловит – учится принимать что-то от мира. Сейчас меньше стало игр с мячом в общем круге, детям бывает трудно ловить мяч и бросать так, чтобы другой поймал. Кинуть в другого, чтобы попасть в него, легче, чем помочь другому поймать мяч. И тут есть о чем задуматься взрослым. В этом нужна наша помощь, совместная игра. Дети часто не понимают, что мяч – не только «орудие борьбы и соревнования», а и возможность сотрудничества, совместной игры.

Игр очень много, конечно, их не перечислить в одной статье, они меняются со временем, одни совсем уходят, другие появляются. Важно, что они есть, и задача взрослых помнить о том, что игра – это важно. И помогать ребенку организовывать свое время и пространство так, чтобы была возможность играть каждый день.

Домашнее задание мамам и папам – вспомните подвижные игры, в которые играли в вашем детстве, и научите детей, играя вместе с ними. Присылайте игры своего детства нам на форум.