Татьяна Смирнова: «Правила безопасности надо преподносить в увлекательной форме»

№ 3, 2016
Рубрика: Гость номера
Татьяна Смирнова: «Правила безопасности надо преподносить в увлекательной форме»

Школьный травматизм – проблема для учебных заведений неприятная и неудобная. Хотя, пожалуй, неизбежная: большое скопление детей разных возрастов на отдельно взятой территории на протяжении многих часов – это всегда небезопасно. Как школы с этим справляются? Какие меры им необходимо предпринимать, чтобы дети после уроков возвращались домой целыми и невредимыми?

— Татьяна Владимировна, Ваш доклад на совещании в Департаменте образования Москвы получил одобрение руководства: говорят, в лицее, который Вы возглавляете, есть свой взгляд на проблему и на способы её решения?

— Согласно статистике, значительное число детских травм происходит в течение учебного дня. Поэтому наш лицей, как и все школы страны, к началу каждого нового учебного года готовится серьёзно: мы проверяем всё оборудование, списываем негодный инвентарь и приобретаем новый, проводим инструктаж сотрудников. Вот и в начале нынешнего учебного года это было проделано. Но уже в сентябре 5 наших лицеистов получили те или иные травмы – на лестницах, в коридорах… А в ноябре пришлось вызывать «скорую» к девочке, которая на уроке физкультуры вдруг почувствовала сильную боль в шее. Подозревали даже компрессионный перелом, представляете? К счастью, всё обошлось, но именно тот случай заставил меня задуматься об эффективности наших мероприятий, о дополнительных мерах безопасности.

Для этого мы с коллегами проанализировали все медицинские карты учащихся, консультировались не только с учителями физкультуры, но и с другими предметниками. Первый вывод был вполне ожидаемый: дети у нас не слишком здоровые и спортивные. Вывод второй – неожиданный: в 80% случаев они просто не слышат наших инструкций и предупреждений! Понять это помогли мои наблюдения за тем, как проходит урок физкультуры. Перед каждым новым упражнением преподаватель объяснял, как его правильно выполнять, чтобы не травмироваться, как страховать друг друга. И в итоге каждый выполнял упражнения по команде учителя, хотя не у всех получалось. Я пришла в спортивный зал и попросила ребят повторить правила, о которых им только что говорил учитель. Из 28 человек это смог сделать только один! И меня, и учителя это ошеломило – все инструкции взрослых проходят просто фоном. Вот это и есть «слепая зона», как говорят водители, с которой нужно работать!

— Действительно, любые инструкции у нас традиционно составлены казённым и скучным языком. Вы их переписали?

— Пока нет. Инструкции по технике безопасности мы пересматриваем регулярно. Но мы решили перевести инструкции в формат мультипликации, комиксов и клипов. У нас, кстати, подобный опыт уже был – мы разработали для младшей школы своё пособие по правилам дорожного движения и по безопасности, взяв за основу учебник ОБЖ. Там не только правила безопасности были прописаны – дети сами сочиняли запоминающиеся четверостишия по теме. Пособие потом во многих школах использовали. Понятно, что эту работу надо реанимировать. Ведь травмы случаются не только на уроках физкультуры. Девиз «Научи – сбереги» должен проходить через все рабочие программы учителей-предметников. И, например, правило «Нельзя садиться за компьютер с мокрыми руками» должно разъясняться не только на уроке информатики, но и на уроке физики, и на биологии. Должен быть метапредметный подход. Это требование времени.

Сегодня у нас каждый школьник в течение учебного года выполняет проект по какому-либо предмету. Делается это в формате презентаций, видеороликов или клипов. Эти проекты используются учителями на уроках как методические пособия. Один из клипов, «Утренняя гимнастика», сейчас идёт по утрам на плазменных панелях для разминки. Выполнили его ученицы 9-го класса, подобрали комплекс упражнений, записали на видео. Наша задача разнообразить проектную работу – анимировать инструкции, перевести их в такие живые картинки. Чтобы было понятно: «Не влезай – убьёт». Дело в том, что многие дети, даже зная об опасности, уверены: с ними-то уж точно ничего не случится. И чтобы до них достучаться, нужен особый подход. Это работа не одного дня, и даже не одного года, к ней надо привлекать всех: и учителей, и детей, и их родителей.

— Тут, уверена, наши читатели только горестно вздохнут: взрослые всегда слишком заняты…

— Но без помощи родителей нам не справиться. Например, в этом учебном году мы вступили в проект Департамента образования «Медицинский класс в московской школе», и родители-медики тоже очень активно включились в работу этих классов. Мы их для бесед с другими папами и мамами привлекаем. А сейчас хотим и ребят из наших медицинских классов попросить поработать в качестве волонтёров – чтобы рассказывали малышам про здоровый образ жизни. Культ здорового тела, здорового питания, увлечение спортом – всё это надо воспитывать.

— Спорт сегодня – роскошь. Надо ведь ребёнка отвезти – привезти, да ещё и недаром всё.

— Не соглашусь. Движение, спорт, физкультура – необходимость. Мне приходилось бывать в школах Германии, США, Кореи, Китая, и знаете, что больше всего запомнилось? Отношение к спорту! И в частных, и в государственных школах дети просто обязаны принимать участие в спортивной жизни. Где-то без этого ребёнок просто не сможет получить документ об образовании. Вот бы и нам так! Мне очень хочется найти союзников, чтобы ввести правило: хотя бы на одном из этапов обучения дети обязаны заниматься в спортивных секциях. У нас и в лицее есть спортивные секции, в дополнение к нашим те, что вокруг – два ФОКа, спортивный клуб «Фортуна». Но когда мы договорились с одним из ФОКов, что наши дети вместо третьего урока физкультуры будут у них плавать (бесплатно!), выяснилось: в каждом классе в бассейн ходили меньше половины учеников. И в секциях при школе процентов сорок от общего числа детей занимаются. Остальные выбирают интеллектуальные и художественные кружки. Опять повторюсь – только рука об руку с родителями мы сможем привлечь учеников к спорту. Это еще одно из резервных направлений в нашей работе.

— А что касается травм по дороге в школу? Их можно как-то предупредить?

— Некоторое время назад в нашем Северо-Западном округе был реализован проект «Безопасная среда», инициатором которого стало окружное управление образования. Проект получил поддержку префектуры СЗАО. Тогда были изучены все маршруты, по которым дети ходят в школы. Итог – только по нашему маршруту «дом – лицей – дом» уложено 6 «лежачих полицейских» на самых опасных участках дорог, плюс новые светофоры на перекрёстках. Тогда же у нас в лицее обновили калитки, оборудовали удобные подходы. Колоссальная работа была проведена. Мы все надеемся на её продолжение. Например, у нас в школе установлены велопарковки (много – и всё равно не хватает!), и очевидно, что нужна карта велодорожек. А ещё с ГИБДД хотелось бы объединить усилия и совместно разъяснить детям, как опасно ездить без велосипедных шлемов. Отдельная тема – вход в школу, в детский сад. Я проводила опрос среди родителей, и именно крыльцо они назвали одним из самых травмоопасных мест. После чего мы провели целый комплекс работ: специальные резиновые наклейки на ступеньках сделали, покрытие противоскользящее, решетки для очищения от снега…

— А ещё на входе практически в любую школу сегодня установлены турникеты. Многие мамы переживают: а вдруг пожар? Как дети толпой там протискиваться будут?

— Прежде всего, хочу всех успокоить – никому «протискиваться» не надо. У нас разработана схема эвакуации, по которой только 10 % школьников в экстренном случае выходят через турникеты (в аварийной ситуации они автоматически отключаются). Остальные – через аварийные выходы. Мы проводим учебные эвакуации и в школьных зданиях, и в зданиях дошкольных отделений, так что каждый учитель, воспитатель и каждый ребёнок знают, куда идти. Это та самая интерактивная инструкция, которую все изучают в действии.