Ученик + учитель= ?

Ученик + учитель= ?

Это было тайной пятнадцатилетнего Женьки. Все началось неожиданно, в один из холодных осенних дней, через семь минут после начала пятого урока.

Фея появляется

Пожилая грузная англичанка Нина Ивановна всегда опаздывала ровно на столько, чтобы у 10 «Б» возникла надежда: вот сейчас урок отменят и всех отпустят по домам. Но как только старшеклассники начинали складывать тетради в сумки, она, охая и ахая, вносила в класс свое тяжелое тело и стопку проверенных тетрадей. Вот и в этот раз ничто не предвещало чуда, но дверь открылась, и в класс впорхнула Она. Высокие каблуки, узкая юбка ниже колена, пиджак, подчеркивающий фигуру, приветливое лицо и блестящие темные волосы…

Прекрасная фея, представившаяся Еленой Николаевной, училась на четвертом курсе педагогического университета, в Женину школу она пришла на практику, о чем немедленно и сообщила ребятам по-английски. Пока одни радовались временной разлуке с Ниной Ивановной, а другие предвкушали легкие пятерки (ведь всем известно, что практикантки строгими не бывают), с Женей творилось что-то странное. Артем Кавтаськин – сосед по парте, имевший в школе репутацию отъявленного хулигана и вынужденный ее поддерживать, – толкнул Женю в бок и ухмыльнулся: мол, теперь у нас будет не английский, а сплошное развлечение. Но парень ничего не слышал и не видел, кроме Елены Николаевны. Ему стало жарко, он ощутил, как кровь прилила к лицу, а во рту пересохло, и когда новая учительница попросила его представиться, как это уже сделали все его одноклассники, он не смог выдавить из себя ни звука. Ребята засмеялись, а Жене пришлось изобразить приступ кашля.

Весь оставшийся урок, во время которого Елена Николаевна знакомилась с классом, звонко хохотала в ответ на шутки ребят и увлекательно рассказывала про учебу в университете, Женька делал вид, что сосредоточенно читает учебник, хотя не видел в нем ни слова.

Прошло две недели, шесть академических часов английского. Женя понял, что бороться с собой бесполезно, что Леночка (как теперь про себя называл он Елену Николаевну) навсегда вошла в его жизнь и даже стала ее смыслом. Никогда еще он не испытывал таких сильных чувств. Ему стало интересно жить, каждая минута наполнилась смыслом.

Раньше Женя с трудом вставал по утрам, вяло реагировал на предложение матери позавтракать и, даже не причесавшись, брел в школу. Теперь он просыпался до будильника, мгновенно вскакивал с постели, долго рассматривал себя в зеркале ванной, принимал душ, с удовольствием пил кофе (этот напиток, как он случайно выяснил, по утрам предпочитала Леночка) и бежал в школу. Английский, по которому он прежде получал только тройки, стал для него священным предметом. Ведь это был язык, на котором говорит Елена Николаевна! Теперь все ее задания Женя выполнял с восторгом, и очень скоро обнаружил, что читает роман Агаты Кристи на языке автора. «А ведь Леночка даже не подозревает, сколько пользы приносит мне», – подумал благодарный ученик.

Каждое утро стало для него предвкушением свидания с любимой учительницей, на занятиях по английскому парень находился в сладком забытьи, а потом весь вечер вспоминал урок в мельчайших деталях: с какой интонацией Леночка к нему обратилась, как посмотрела на него, какие замечания сделала, как похвалила… И вот однажды, когда Женя гулял по школьным коридорам в предвкушении «свидания», к нему подбежал приятель и радостно воскликнул:

— Ура! Английского не будет! Англичанка заболела!

Женя едва сдержался, чтобы не показать своего разочарования. Он отказался идти с ребятами в гости к Артему, наплел что-то про реферат по истории, который не успевает написать к завтрашнему уроку, и направился в библиотеку. Но Елена Николаевна из головы не выходила. «Леночка заболела. Что с ней случилось? А вдруг ей сейчас очень больно и плохо?» Женя испытывал какие-то новые для себя чувства. Ему хотелось заботиться о другом человеке, быть взрослым и сильным.

Когда Елена Николаевна выздоровела, у Женьки снова началась счастливая и наполненная смыслом жизнь: предвкушение счастья, само счастье на уроке английского, а потом «последствия счастья»: разглядывание оценок, Леночкиных записей в тетради, обдумывание, воспоминания.

Фея исчезает

В конце декабря в школе был Новогодний бал. Леночка пришла на праздник ослепительно красивой. Она звонко хохотала, улыбалась своим ученикам и даже танцевала с некоторыми счастливцами. Мрачный Женя сидел в дальнем углу актового зала. Он вдруг ясно осознал, что из-за проклятых зимних каникул не увидит фею еще две недели.

Но подойти к ней и пригласить на танец он не мог, боялся, что сморозит какую-нибудь глупость или отдавит Елене Николаевне ногу. Она такая красивая и высокая на каблуках, а что из себя представляет он? Жесткие рыжеватые волосы, противные волоски на подбородке, дурацкие веснушки и розовые прыщи…

Две недели каникул тянулись нестерпимо долго. Женька практически не выходил из своей комнаты, друзьям сказал, что заболел. Родители начали беспокоиться, мама завела разговор о вреде наркотиков…

Когда настал первый день третьей учебной четверти, Женя отправился в школу, как на парад. Он даже в парикмахерскую забежал накануне. Предвкушение свидания тянулось нестерпимо долго. На пятый урок англий-ского Женька прибежал первым.

За учительским столом грузно восседала Нина Ивановна.

— Eugene, I am glad to see you! – добродушно протянула она.

Оказалось, что у Елены Николаевны закончилась практика. Сияние, освещавшее школу, погасло. Но Женька решил не сдаваться. «Я могу раздобыть ее адрес и телефон! В конце концов, мужик я или нет?»

Задача оказалась проще простого: одноклассницы навещали Леночку, пока та болела, и с удовольствием сообщили Жене, где она живет.

Парень стал приезжать к дому Елены Николаевны, сидел у ее подъезда и даже поднимался на этаж, но позвонить в дверь не решался – сердце и так сильно колотилось!

Однажды он гулял у Леночкиного подъезда и мечтал. Фея подошла к нему сзади и удивленно воскликнула:

— Здравствуй, Женя! Как ты здесь оказался?

Женька от неожиданности чуть не упал.

— Я… Я тут хожу к репетитору по английскому! — выдумал он.

— Он живет в нашем подъезде? — удивилась Леночка.

— Да. Но он плохой репетитор. Может, вы будете моим репетитором? Мне очень нужно! Я готовлюсь в институт!

— Ой, нет, Женька, я этим не занимаюсь, — отмахнулась Леночка. — Рада была тебя повидать!

Елена Николаевна ушла, а Женька сел на лавочку и стал обдумывать каждое свое и ее слово. По всему выходило, что она совершенство, а он дурак.

Почему все-таки Леночка?

Однажды весной учительница математики влетела в класс после звонка.

— Ой! Журнал забыла в учительской! — сказала она. — Женечка! Ты не окажешь мне услугу? Сходи за журналом!

Женя отправился по пустому коридору в учительскую. Как же тихо тут было, когда шли уроки! Он подошел к двери кабинета и остановился, услышав голоса двух учительниц: речь шла о нем!

— Ты сейчас со смеху помрешь! – говорила одна другой. – Мне вчера Ленка звонила, такое рассказала! Наш Женька из десятого класса влюбился в нее по уши! Постоянно сидит у ее подъезда, караулит! Ленка уже не знает, куда от него деваться! Говорит, что он ей все время звонит, требует, чтобы она в школу вернулась!

Женя похолодел от ужаса: «Не может быть! Почему Леночка врет? Не звонил я ей!»

А учительницы за дверью продолжали сплетничать.

— Ленке, конечно, забавно, но в школе она больше не хочет работать. Говорит, что дети уж слишком нахальные пошли! Она устала от их домогательств!

Женя отбежал от учительской, чтобы его не заметили.

На глазах у него были слезы. Значит, Елена Николаевна уже давно все знала и по-смеивалась над ним? А потом в пошлой, издевательской форме преподносила это своим подругам, да еще и наполовину врала?

Оставшиеся три урока Женя сидел, ничего не соображая. С ним поступили жестоко, опозорили, выставили на посмешище перед всей школой. И кто? Женщина, которую он считал идеальной! Что он ей плохого сделал? И как поступить теперь? Можно ли оставаться в этой школе?

Эту историю нам рассказал школьный психолог, которому пришлось долго выводить парня из состояния глубокой депрессии.

Родители Жени до сих пор не понимают, что он нашел в Елене Николаевне и почему предметом своего обожания не выбрал кого-нибудь из ровесниц, ведь в классе есть очень симпатичные, умные и добрые девочки.

А сам Женька теперь уверен, что никого и никогда не сможет полюбить.

Яна МАРКОВА


Влюбляются не в учителей, а в практиканток

Людмила Николаевна Дорохина, учитель биологии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1503, кандидат биологических наук:

За мою многолетнюю педагогическую практику, к счастью, не было ни одного случая, чтобы подросток влюбился во взрослого учителя. А вот мимолетные «романы» с практикантками, наверное, бывают во всех школах.

Судите сами: в 10-й или 11-й класс приходит девочка, которая старше своих учеников всего на несколько лет. Ей лестно внимание парней, она вызывающе одевается, флиртует со старшеклассниками и вполне может согласиться сходить с кем-нибудь из них на дискотеку. Конечно, здоровые подростки реагируют на такую провокацию вполне естественным образом. Мальчишка, почувствовав, что дистанция между ним и «педагогом» стремительно сокращается, легко может увлечься и потерять голову. В этом нет ничего противоестественного, и взрослые, на мой взгляд, не должны лезть к подростку с советами и упреками – будет еще хуже. В утешение родителям скажу, что обычно любовь к студенткам заканчивается тогда же, когда и их практика. Единственное, что могут сделать взрослые – объяснить ребенку, что его «роман», вероятнее всего, не будет иметь последствий, ведь девушкам-студенткам нравятся мужчины постарше. Обычно мальчики не очень хорошо представляют себе ситуацию, в которую попадают, решив ухаживать за молодой учительницей. Поэтому и разочарование неизбежно. Естественно, если речь не идет о взаимной любви.

Каждый человек имеет право на любовь и нелюбовь

Юлия Джумм, психолог:

Юношеская любовь часто носит эгоистический характер: подросток полностью сосредотачивается на своих ощущениях и не хочет считаться с чувствами других. Он любит не человека, а свою выдумку. Роль партнера в этом случае сводится к минимуму: он просто существует, иногда появляется перед глазами и уходит, а в душе подростка разыгрывается настоящая драма.

То, что пятнадцатилетний мальчик влюбился во взрослую женщину – явление достаточно распространенное. Девушки-школьницы точно так же влюбляются во взрослых мужчин. У юного человека формируются вкусы в отношении противоположного пола, он должен понять, кто они, эти загадочные мужчины и женщины, поэтому иногда подростку интересней наблюдать за уже сформировавшимся человеком, а не за ровесником. Влюбленность во взрослую женщину скорее говорит о том, что юноша не расчетливый, а романтичный. Ведь он понимает, что его любовь будет безответной, что перспективы у нее нет, и все же втайне надеется. Если бы он выбрал ровесницу, то мог бы рассчитывать на реальные отношения, мог бы встречаться и общаться, а со взрослой красавицей остается только мечтать.

Опасность такой романтической любви в том, что столкновение с реальностью может быть трагическим. Подросток живет в вымышленном мире, общается с воображаемым человеком, и, когда вдруг узнает истинные сведения о возлюбленном, переживает сильнейший стресс.

Он может возненавидеть объект своей любви только за то, что тот оказался далеко не идеальным. Так случилось и с Женей.

Но Елена Николаевна не виновата в том, что мальчик сначала наделил ее в своем воображении необыкновенными качествами, а потом разочаровался, узнав правду. Женя должен знать, что она, как и любой другой человек, имеет право его не любить.

Главное — сохранять спокойствие

Марина Кудрина, мама студентки:

Моя дочь Алена тоже была влюблена в учителя.

Я узнала об этом на родительском собрании. Классная руководительница рассказала, что у Алены примерное поведение, но на уроках математики ее будто подменяют. Она грубит учителю, скандалит, может демонстративно выйти из класса, в общем, ведет себя ужасно.

А молодой учитель, студент-заочник, в смятении: он еще не привык к таким ученикам!

Мы с мужем никак не могли понять причину такого поведения нашей скромной, послушной дочери. К тому же в последнее время я заметила, что она постоянно рассматривает какие-то фотографии в своем мобильнике. Меня это взволновало: мало ли, что там у нее? И когда она заснула, я осторожно взяла у нее телефон и нашла папку с фотографиями. Как же я была удивлена, когда увидела учителя математики! Оказалось, она его фотографирует во время уроков!

Однажды, когда Алена смотрела фотографии в мобильнике, я спросила:

— Нравится он тебе?

Она покраснела и загородила телефон рукой. Не дождавшись ответа, я сказала:

— Что ж, я одобряю твой выбор! Очень хороший мужчина!

Дочь посмотрела на меня недоверчиво, но ничего не сказала.

Я изо всех сил хвалила Олега Григорьевича, рассказывала, какой он умный, воспитанный, интеллигентный. Возможность пообщаться на волнующую тему снизила напряжение, в котором все это время пребывала Алена. Я поняла: родители в этой ситуации должны оставаться спокойными и рассудительными, а об объекте любви говорить только хорошее. Иначе доверие будет потеряно, ребенок замкнется в себе и неизвестно, что натворит.

Алена разрешила мне самой уладить конфликт с учителем математики. С Олегом Григорьевичем я говорила деликатно, постаралась правильно объяснить ему ситуацию и, в то же время, не подвести дочь. Я сказала, что Алена так себя ведет, потому что испытывает к нему симпатию. Ей просто хочется внимания, возможно, она ревнует его к другим детям. И меня потрясло, какие глаза были у Олега Григорьевича, когда он это услышал! Я попросила его не сердиться на девочку и пообещала, что сделаю все возможное, чтобы Алена не мешала ему жить и работать.

С тех пор он на Алену больше не жаловался. Дочь была счастлива, она говорила, что Олег Григорьевич обратил на нее внимание, много общается с ней.

Когда Алена училась в выпускном классе, Олег Григорьевич ответил ей взаимностью! Это уже был сюрприз для меня!

Но я не переживала: парень мне нравился. Когда Алена окончила школу, она некоторое время даже встречалась с Олегом, но расстались они по ее инициативе. Дочь объяснила мне это так: «Все-таки разница в возрасте чувствуется. Он какой-то скучный, уставший от жизни. Одно дело – учитель в школе: он будто на пьедестале, а другое дело – просто человек». Честно говоря, я даже немного расстроилась.