Самый большой и самый маленький

Самый большой и самый маленький

Увы, мы часто переносим на детей собственные страхи. Почему не растёт, как все? Почему вырос быстрее других? И эта наша тревога пробуждает у ребёнка мысль: со мной что-то не так. Ведь именно из внешней среды он узнаёт, какой он есть. И один из важных моментов осознания себя – реакция родителей на то или иное физическое проявление и адекватность обратной связи, которую они дают.

Что думает он сам

Если бы не рост, я бы многого добился. Если я высокий, мне приходится всегда стоять первым на физ-ре и им, видите ли, мой темп бега не нравится. Меня постоянно толкают в спину и просят пригнуться, потому что за мной ничего не видно, мне приходится сутулиться, ко мне цепляются учителя, считают меня самым взрослым и предъявляют кучу претензий.

Если я маленький, со мной и обращаются как с маленьким, а это обидно. Приходится сидеть на первой парте, как ботану, постоянно доказывать, что я круче всех, и что-то такое выдумывать, чтобы замечали.Что думают взрослые

Родители:

Может быть, мой ребёнок болен? Что у него не так с ростом? Как мне научить его защищаться и отбиваться от насмешек, как избежать прозвищ? Как с таким ростом его примут в коллективе? Обязательно надо предупредить учителей, чтобы они внимательнее к нему относились.

Учителя:

с этим мелким (или длинным) надо быть начеку. Он вносит раздор в коллектив, и из-за этого вечно приходится с ним носиться: то «маленького» обидели, и надо всем объяснять, что рост – не главное в человеке, то «здоровый лоб» , вымахавший за лето, ведёт себя как дитё малое, ну совсем нельзя на него положиться. А ещё его надо правильно посадить в классе, и родители тут со своими претензиями… Рост рванул, значит, и половое развитие, и будет ему не до учёбы! А маленький всех задирает, а потом бегает жаловаться чуть что.

Что делать
  • Постараться не фиксироваться на росте ребёнка в разговорах с ним, если он это не предъявляет как проблему, а также в разговорах с собственными друзьями и родителями сверстников. Не окрашивать эмоционально – ибо это ловушка, лишающая сына или дочь спокойной опоры в виде поддержки папы с мамой.
  • Помнить об индивидуальном развитии, при необходимости спокойно обсуждать это с учителями или другим взрослыми, дабы избежать ожиданий и завышенных/заниженных требований к ребёнку, опираясь только на внешние показатели роста.
  • Если ребёнок обращается к вам с жалобами на одноклассников, которые дразнят его из-за роста, не начинать с разборок с учителями и родителями одноклассников, а разобраться с реакцией на ситуацию (обида, гнев, страх, замыкание в себе) и учить реагировать так, чтобы он мог чувствовать себя достойным и счастливым.
  • Не приводить примеры пословиц и поговорок, связанных с ростом (подросток почувствует, что от него отмахиваются), а давать конкретные ориентиры, вместе изучая биографии людей его роста: история героев всегда архетипически важна для людей и является источником силы.
  • Формировать картину внешнего восприятия себя, основанную не только на росте, а на разных физических критериях: соотношение роста и веса, осанка, изящество, гибкость, точность, сила и т. д.
  • И, кстати, не забывать о влиянии физических упражнений на рост. Правильно подобранные упражнения или вид спорта помогут снять угловатость в движениях, будут влиять на внешние физические параметры.
  • Не забывать, что скачки роста влияют на утомляемость, а соответственно, и на учебные и физические достижения. То, что вчера получалось легко, сегодня может вызвать затруднение. Постарайтесь регулировать режим дня и нагрузки, возможно, на какое-то время снизить требования.
  • Проконсультируйтесь у эндокринолога, если рост ребёнка сильно отстаёт или резко превышает возрастные нормы. Это поможет скорректировать нагрузки, питание и предупредить отклонения в физическом развитии.
  • Экспериментируйте с одеждой и обувью: цвет, принт, различная длина помогут подчеркнуть необходимое. А может, из вашего ребёнка впоследствии вырастет известный дизайнер? Да и умение скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства – это отличный навык конструирования образа, развивающий мозг и так необходимый в жизни!