Татьяна Батышева: «Уверена: наши ребята должны стать чемпионами»

№ 3, 2015
Рубрика: Гость номера
Автор статьи: Галина ЛАБЗИНА
Татьяна Батышева: «Уверена: наши ребята должны стать чемпионами»
Рядом с нами живут особые дети – с заболеваниями нервной системы. Люди, которые с ними близки – врачи, педагоги, родители, – отказываются называть их инвалидами, а именуют особыми. Достаточно ли наше общество делает для таких ребят? Нужно ли им инклюзивное образование? Можно ли их вылечить? На эти и другие вопросы отвечает Татьяна Батышева, директор НПЦ детской психоневрологии, главный детский невролог Москвы, д.м.н., профессор.

— Татьяна Тимофеевна, многие медики считают, что в последние годы количество детей с психоневрологическими заболеваниями резко увеличилось. Так ли это? С чем это связано?

— Это не мнение врачей, такова жёсткая статистика. Цифры показывают, что только в Москве за последние несколько лет количество таких детей увеличилось на 40 %. Подобная тенденция наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Причин много, а на первое место выходят экологические проблемы. Урбанизация, безусловно, имеет свои негативные моменты. Другой серьёзный фактор: ещё не так давно у большинства женщин уже в 20–25 лет появлялся первый ребёнок. Сейчас эта ситуация изменилась, молодёжь много учится, делает ставку на карьеру, и рождение детей отодвигается. Сегодня средний возраст родителей первого ребёнка – 27–30 лет и выше. Большой процент пар, которым за 40, а у них родился первенец.

Конечно, сейчас активно развиваются различные медицинские технологии, в частности, ЭКО. И молодым людям кажется, что время на их стороне и родителем можно стать в любой момент. Однако с возрастом люди не становятся более здоровыми, у большинства появляются различные болезни. Родительские проблемы, безусловно, сказываются и на вынашивании малыша. Особенно опасны сахарный диабет, гипертоническая болезнь, заболевания почек, анемия беременных…

Между тем некоторые мамы и папы вообще не задумываются о своём здоровье. А ведь перед тем как решиться на беременность, необходимо сдать специальные анализы, пройти генетическое обследование. Повторяю, каждый культурный человек, вступающий в брак, должен понимать: когда речь идёт о рождении ребёнка, полное обследование должны пройти и папа, и мама. Многие не забывают оформить брачный контракт, а вот проконсультироваться у врача им кажется не обязательным. Но ведь именно с этого должна начинаться молодая семья!

Часто бывает так: приходит к нам на приём малыш с особенностями, и выясняется, что когда мама была беременна, она перенесла грипп или другую инфекцию. Это стало возможным фактором риска рождения не очень здорового ребёнка. А мать даже не знала, что она в момент инфекции уже была беременна. Между тем планирование, подготовка к появлению младенца – важный фактор нормального здоровья ребёнка в будущем.

— Когда нужно начинать готовиться к появлению малыша? Например, за два-три месяца до наступления беременности достаточно или нет?

— Как минимум. Раньше в брак вступали, как правило, имея одного партнёра. И чаще всего таким партнёром были будущие супруга или супруг. Сегодня в сексуальных отношениях присутствует полная свобода, что с медицинской точки зрения не очень хорошо. Потому что каждый человек обладает своей микрофлорой, своим набором вирусов, бактерий, которые могут быть для него не патогенными, а в соединении с другим человеком выступать как патогенная флора.

Конечно, ни одна семья не застрахована от рождения особенного малыша – мы их не называем больными, мы называем их особыми. Если говорить, например, о детском церебральном параличе, то существует более 400 причин, которые его провоцируют. Но даже если случилась беда и родился такой малыш, это не повод отчаиваться. И примером тому служит более чем тридцатилетний опыт нашей клиники. На вечера выпускников к нам собирается огромное количество успешных, замечательных людей – бизнесменов, художников, писателей, педагогов, медиков. И у нас в Центре работают бывшие пациенты.

Нужно понимать, что эти ребята привыкли трудиться с первого дня появления на свет. Потому что реабилитация особого ребёнка – это непрерывный процесс, ежедневный и ежеминутный, которым занимается вся семья. Семья – это главное для таких детей. Но, повторяю, и они сами умеют по-настоящему вкалывать.

— По мнению некоторых медиков, неврологические патологии нередко бывают последствием абортов. Что Вы думаете по этому поводу?

— Так прямо сказать нельзя, но точно известно, что подобное вмешательство в женский организм может иметь серьёзные последствия в будущем. Аборты нередко приводят к хроническому невынашиванию плода, гинекологическим заболеваниям, осложняющим беременность. Я знаю много женщин, которые страдали тяжелейшей депрессией после аборта.

Я часто читаю лекции подросткам в школах. Мне нравится откровенный характер вопросов, которые они задают. Это говорит о том, что современные молодые люди много знают, читают. Выросла молодёжь, которая старается планировать своё будущее. Да и статистика говорит, что количество абортов сегодня снизилось. Тем более что медицина сегодня может многое, и уж точно может уберечь от нежелательной беременности.

— Как Вы относитесь к идее инклюзивного образования? Какой должна быть школа, чтобы в ней могли учиться дети с особенностями?

— Не так давно специалистами нашего Центра было проведено исследование в нескольких московских школах. Были опрошены педагоги: готовы ли они к инклюзии. 99 % учителей сказали, что нет. Тот же вопрос был задан родителям здоровых детишек. Против оказались 100 %. Среди старшеклассников «за» высказались только 15 % подростков. Мы подчас берём западный образец, не понимая, что у нас есть свои особенности. Ведь что такое инклюзия в чистом виде? Это наличие специально обученного человека, который постоянно находится рядом с ребёнком. А нередко детей с особенностями приводят в школу и оставляют одних в обычном классе. И это катастрофа! В идеале, конечно, здорово, когда особые дети учатся вместе с обычными. Но не в классе, где 30–40 человек. Чем это заканчивается, я вам расскажу. Ребёнок уходит на домашнее обучение. При этом коррекционной школы нет, её отменили, мы же за инклюзию. А в коррекционной школе ученик был в обществе таких же ребят, как и он. Плохо ли, хорошо ли, но он был социализирован. В обычной он может пережить настоящую шоковую терапию.

— А разве мама не должна находиться рядом с таким ребёнком?

— Не всякая мама справится. Повторяю, тьютор – это специально обученный человек. Да и не каждая мама согласится. Многие считают: привели ребёнка, и на этом их задача выполнена. Поэтому сейчас идёт много дискуссий среди специалистов по поводу сохранения коррекционных школ. Я как врач только за. Ни в коем случае нельзя заменять одну школу другой, должны существовать и та, и другая. Я знаю девочку с диагнозом «синдром Дауна», которая пошла в обычную школу, в хороший класс, где её очень тепло приняли. У неё есть тьютор, она отлично себя чувствует в коллективе. Но есть и другие случаи. Например, слабовидящему ребёнку пришлось перейти на надомное обучение. И если в коррекционной школе он встречался с детьми, то теперь хорошо, если раз в месяц его на какое-то мероприятие в школу пригласят. Так что в каждом конкретном случае требуется особое решение. Школа должна быть подготовлена к принятию таких учеников. Да и учителей надо готовить, рассказывать о медицинских проблемах ребят.

— Какие именно психоневрологические заболевания сейчас наиболее актуальны у детей?

— Под номером один идёт ДЦП, также диагностируется много тяжёлых генетических наследственных заболеваний. Увеличилось количество детишек с рассеянным склерозом. Раньше считалось, что он бывает только с 18 лет, а у нас есть восьмилетний ребёнок с таким диагнозом.

Аутизм сам по себе – это диагноз психиатрический. Но мы видим, что почти в 40 % первопричиной заболевания является неврология. В Центре есть специальное отделение для таких деток. Им часто не нужны сильнодействующие препараты, наши врачи работают немедикаментозными методиками и получают хорошие результаты. За полтора года работы отделения ни один ребёнок не вышел без отметки в графе «улучшение». Многие дети начинают говорить, социализируются в коллективе. Детишки с особыми потребностями – вообще ангелочки. Я их так называю, потому что получаю от них столько тепла, столько радости, столько любви…

— Центр детской психоневрологии, который Вы возглавляете, существует более тридцати лет. Расскажите подробнее, на какую помощь могут рассчитывать маленькие пациенты?

— Научный практический центр детской психоневрологии, или бывшая 18-я больница, был создан замечательным врачом Ксенией Александровной Семёновой. С нашими пациентами работает мультидисциплинарная бригада, включающая в себя ортопедов, нейрохирургов, логопедов, дефектологов, психиатров, физиотерапевтов, а также психологов, педагогов, других специалистов. Ведь комплексный подход – это самое главное в лечении. Логопед начинает работать с детками буквально с рождения – формирует звуки. В нейроортопедическом отделении хирурги делают уникальные операции, чтобы малыш мог встать на ножки. В нейрохирургическом отделении врачи помогают детишкам-колясочникам, ребятам с врождёнными спинно-мозговыми грыжами. Здесь проводятся уникальные нейрохирургические операции. С родителями обязательно работает психолог, действует специальная школа для мам и пап. Успешность реабилитации во многом зависит от позитивного настроя в семье, когда родители готовы заниматься ребёнком, верят в него и в успех. Благодаря московскому правительству в Центре имеется серьёзный реабилитационный потенциал – четыре бассейна, отделение рефлексотерапии, недавно закупили специальное оборудование, с помощью которого определяется спорт, рекомендуемый маленькому пациенту.

— Значит, дети могут заниматься физкультурой и спортом? И чемпионами стать могут?

— К ребятам с особенностями я отношусь как к равным. Уверена: они не только могут, но и должны стать чемпионами. Это показала Паралимпиада-2014, где наша команда получила 80 медалей. Не потому что, а вопреки. И мы в Центре стараемся развивать паралимпийское движение. Например, мы плотно работаем с коллегами из Московского научно-практического центра медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины, которым руководит академик Александр Разумов. У него потрясающий коллектив, работают блестящие спортивные врачи. Но они признают: никогда в жизни не поверили бы, что такие сложные дети смогут достичь таких больших спортивных успехов, если бы сами не увидели. Например, вместе со «Спартаком» пять лет назад мы организовали футбольную команду из детишек с ДЦП. Там был один мальчишка – он ходил с трудом. А сейчас были соревнования, я смотрю – он бегает. На Паралимпиаде я познакомилась с удивительной 18-летней девушкой, которая впервые выступала на соревнованиях по горным лыжам, заняла 11-е место. А начинала она лечение в нашей клинике с диагнозом ДЦП. Вот вам, пожалуйста. Сейчас мы активно разрабатываем программу «Лыжи мечты», когда на горные лыжи ставятся тяжёлые детишки с ДЦП. Мы доказали: они могут стоять на горных лыжах, и это им очень полезно. На моих глазах в эту программу пришёл мальчик, который вообще не ходил. А сейчас – ходит. Следующий шаг – работаем в программе с детками, у которых расстройства аутистического спектра. Не так давно восьмилетний ребёнок с таким диагнозом проехал первые метры. Вот такие потрясающие у нас ребята. Они ничего не боятся, всего хотят, жадные до жизни. И важно, чтобы общество их не только поддерживало, но и училось у них стойкости и мужеству.