Жадина-говядина, соленый огурец…

Жадина-говядина, соленый огурец…

Жадина-говядина С чего начинается жадность?

Ребенок растет жадным, прижимистым, и родителей это очень беспокоит. Им часто бывает неудобно перед окружающими, которые становятся свидетелями таких сцен.

— Отломи мне немного шоколадки! Я голодный! – просят мальчугана одноклассники.

— Нет! – и шоколад мгновенно убирается или отламывается такой маленький кусочек, что просто стыдно смотреть.

— Можно взять твою игру?

– Нельзя! Испортишь!

— Я примерю твою куртку?

— Ни в коем случае!

Отношения с людьми портятся, знакомые обижаются не только на ребенка, но и на родителей: они же его таким воспитали!

Жадность как черта характера может развиться у ребенка по нескольким причинам. Первая из них – недостаток теплых, эмоциональных отношений с людьми. Это бывает, когда родители воспитывают ребенка в строгости, ведут себя с ним официально и холодно, никогда его не приласкают.

Ребенку хочется любви, сердечной привязанности, и он находит ее в общении… с вещами. Он спит с книгой, разговаривает с электронной игрушкой, он влюблен в свою тетрадку, ласкает свою куртку. Конечно, он их никому не отдаст. Слово «Мое!» для него священно. Это связано с тем, что ребенок не может с уверенностью сказать о любимом человеке: «Моя мама, мой папа, мой брат!» И это сомнение не в родственных узах, а в душевной привязанности этих людей к нему, в их верности.

Помочь ребенку в этой ситуации могут только родители, если они окружат его любовью и своим отношением докажут: «Мы всегда с тобой, мы твои!»

Вторая причина жадности – компенсация собственных комплексов. Ребенок в чем-то отстает от ровесников, он им завидует, однако у него есть вещи, которых нет у них. Может быть, это компьютерная игра, редкая книга или тетрадь с отличными оценками, но делиться он этим не будет. Надо же чем-то уязвить этих красавиц, умников или спортсменов! Он им завидует, пусть и они ему позавидуют!

В этом случае было бы неплохо выяснить, кому и почему ребенок завидует. Надо с ним откровенно поговорить и сказать, что белая зависть – это хорошо, она помогает выявить истинные желания. Только надо не страдать и не обижать других, а совершенствовать себя, иначе это уже будет черная зависть. Помогите ребенку наверстать упущенное в той области жизни, где он чувствует себя неудачником.

Третья причина жадности – негативный опыт, когда вещь, отданная кому-то на время, была испорчена, потеряна, уничтожена или просто присвоена безвозвратно. Этот опыт порождает страх, что такое опять поввто— рится. И аккуратный, бережливый ребенок, любящий порядок, отдавая кому-то свою вещь, чувствует себя неуютно: любимый музыкальный диск потеряют, тетрадку заляпают и не вернут вовремя, а красивую заколку сломают. Поэтому лучше вообще никому ничего не давать. Так спокойнее! Да, отношения с товарищами испортятся, но в делах будет порядок.

Чтобы помочь ребенку, поговорите с ним о его страхах. Спросите, когда он впервые понял, что давать свои вещи другому человеку опасно? Кто и когда его подвел в первый раз? Что он тогда почувствовал? Объясните ему, что изредка встречаются непорядочные люди, но это не значит, что таковы все. Вот, например, он сам. Если ему кто-то даст в долг тетрадь, как он себя поведет? Приятно ли ему будет, если друг ему скажет: «Я тебе тетрадь не дам! Ты ее испортишь или потеряешь!» Что он почувствует? Каково ему, когда его подозревают в нечестности?

Стоит ли делиться?

Некоторые считают, что делиться своими вещами невыгодно, однако они ошибаются. Вспомните заключение мультфильма «Бабушка Удава»: «Ты кому-нибудь что-нибудь предложишь – тебе кто-нибудь что-нибудь предложит». То есть, у ребенка не только улучшаются отношения с окружающими, но и открывается доступ к их вещам!

Расскажите ребенку о правилах взаимовыручки.

1. Выручая своего товарища, ты заключаешь с ним негласный договор, что и он тебя выручит, если понадобится. Здесь важно, чтобы все было справедливо: если кто-то берет твою тетрадь, но свою тетрадь тебе не дает, то такому человеку помогать не стоит .

2. Даже если ты очень независимый и тебе не нужны ничьи услуги, вспомни сказку «Кошкин дом». Кошка отказалась кормить племянников, но когда у нее сгорел дом, ей пришлось просить у них приюта. Никто не знает, что будет завтра, поэтому нельзя быть уверенным, что тот или иной человек тебе никогда в жизни не понадобится.

3. Надо уметь сопереживать другим. Если рядом кто-то голодает, мерзнет, хочет пить, неужели нельзя с ним поделиться пищей или одеждой?

4. Если уж совсем страшно давать кому-то свою вещь, всегда можно сказать: «Эта вещь очень дорога для меня. Пожалуйста, обращайся с ней аккуратно! »Обычно такую просьбу выполняют.

5. И все же, если вещь давать уж совсем не хочется, можно ее не давать и помочь другу другим способом. Нельзя идти против себя и позволять людям собой манипулировать.

А если тянет к чужому имуществу?

Есть другой вариант жадности, куда более опасный. Это жадность по отношению к общему или, хуже того, к чужому имуществу. Например, за общим столом ребенок берет себе как можно больше вкусного, не считаясь с другими. Школьник на катке прогоняет детей со «своей » территории. «Это место занято! » – любимое выражение таких людей.

Если в ребенке начинает проявляться такая жадность, некоторые родители считают это практичностью. Подружился с отличником, чтобы списывать домашние задания? Молодец! Выпросил у щедрого мальчика подарок? Тоже молодец!

Таким образом, еще неизвестно, кто более жадный: тот, кто претендует на чужое имущество, или тот, кто защищает свое. Поэтому во всем надо знать меру и не отступать от принципа справедливости. Если ребенок будет чрезмерно щедрым, то это грозит еще большими неприятностями для него самого и для его семьи.