«Мы успеваем на отлично»

«Мы успеваем на отлично»

«Мы получаем пятёрки, но даются они кровью всей семьи», – рассказывает мама на приёме. «Мы?» – переспрашиваю я. – «Да, это и мои пятёрки, и бабушки, и дедушки, и папы. Школа хорошая, важны результаты, стараемся, сам Лёня не сможет. Бабушки с дедушкой, кандидаты наук по математике и физике, не всегда могут сразу решить задачи, а Вы хотите, чтобы ребёнок это решил…» – «А что Вас привело на консультацию?» – «Не хочет ничего делать сам, а мы уже не справляемся. Мы бы хотели, чтобы он уже взялся за учёбу, но не знаем, как это сделать…»
Знакомы ли вам такие разговоры? К сожалению, последние годы я их часто слышу. Слияние родителей с ребёнком, с его школьными успехами и тревога за будущее настолько сильны, что, бывает, родителям легче самим брать инициативу и ещё раз пройти обучение в школе, чем помочь ребёнку учиться самому. Он быстро приспособится к ситуации: если родителям так спокойнее, то и ему легче… Единственное – тренировать навык самостоятельно учиться не получается, и постепенно школьник начинает думать, что ни на что не способен сам, в силы свои не верит, начинает надеяться на других и очень злится, когда взрослые вдруг заставляют его работать самостоятельно.
В средней школе учёба перестает быть ведущей деятельностью, и на первый план выступает общение. А приводят детей именно в этот период: «Пусть научится самостоятельно учиться».

Позор семьи

Иногда в жертву отдают самостоятельность ребёнка в выполнении уроков, чтобы сохранить мнимое спокойствие в семье между поколениями родителей и их родителей.
— А мы не могли по-другому, – говорит папа пятиклассницы Алёны. – Её бабушка и прабабушка всю жизнь проработали в школе, им были важны результаты, чтобы не ударить в грязь лицом перед коллегами. Алёна очень медлительная, она не могла заниматься сама, отвлекалась, вот бабушки и делали за неё сначала уроки. А нам с женой трудно было с ними спорить, мы на работе, они с внучкой, нам не хотелось скандалов, мы и махнули рукой. В среднюю школу перешла – начались проблемы. Сама не может сделать задания, а их стало больше, и школу сменили…
Иногда удобнее – не значит лучше. Такие истории впоследствии приводят к большим сложностям. У детей возникает убеждение, что учёба почему-то важнее родителям, бабушкам, дедушкам, что это их ответственность. И сам ребёнок начинает «исчезать» из учёбы.

И получается, что всё-таки нужно:

Дать возможность ребёнку самому получить свой опыт.

Понимать, что сначала это будет медленно.

Внутренне согласиться с правом ребёнка получать свои оценки, в том числе и неудовлетворительные, и тогда он сможет сам их исправлять.

Да как же ты без нас?

— Ну уж нет! – восклицает мама шестиклассника. – Мы тут по рекомендации школьного психолога перестали контролировать его уроки, прошло три недели – и что? Знаете, какой результат? Двойки! И он их сам не исправил, – торжественно говорит мама. Меня обеспокоил именно тон, которым она говорила, энергичная убежденность, что без неё сын никаких уроков не сделает просто потому, что сам справиться не способен.
— Я терпела три недели это безобразие и, конечно, пришлось мне включиться и исправить наши двойки!
— Это же его двойки? – уточняю я.
— Нет, мне стыдно за них тоже, поэтому и мои! И потом, я волнуюсь за его будущее, с двойками он никуда не поступит.
В этих тревогах мы, взрослые, забываем о том, что нашим детям учиться ещё долго, и в институте вряд ли получится делать за них уроки, хотя и такие истории случаются.

Рыба или удочка?

У родителя есть выбор: либо помочь ребёнку самому научиться учиться, получая свой опыт ошибок и преодоления трудностей, или избавить его от этого опыта. Тогда он приобретает пассивное отношение к жизни и ко всему новому, что помешает ему профессионально состояться. В современном мире профессии устаревают меньше чем за 10 лет, необходимо постоянно обучаться, чтобы не отстать от жизни. Так что навык учиться – жизненно важный.
Да, ребёнку нужно помогать, но именно в том, в чём он нуждается. Не делать за него задания, а разобраться, что мешает их делать, и как это решить. Не забывать свой опыт школьной жизни, не создавать мифов, что сами всегда учились без проблем. Или, наоборот, если учиться было трудно, и родители сами не получили поддержки от взрослых, они пытаются «как себе в детстве» помочь, но ребёнок у них совсем другой и сложности у него – другие.
Кроме уроков, оставлять время просто на общение с собственными детьми, интересоваться их жизнью и не забывать про свою. Часто такое слияние со школьными успехами детей происходит, когда родители чувствуют собственную нереализованность. Тогда они все усилия кидают на организацию учебного процесса. Мам, бросающих работу, чтобы помогать детям делать уроки, сейчас стало больше…
Приведу хороший пример раннего обучения. Трёхлетний малыш учиться завязывать шнурки. Твердит: «Я сам!», долго пыхтит и возится с ботинками. Многим родителям знакома эта ситуация, когда спешишь, а ребёнок усердно старается сам освоить этот трудный навык. Терпение у взрослых быстро заканчивается… Обувная промышленность идёт навстречу родителям, есть много обуви на липучках, проблема, вроде, отпала. Но тут же появились развивающие игры-шнуровки, так как этот навык необходим для детей, для их развития.

Важно давать ребёнку возможность получать необходимые навыки вовремя. Учёба в начальной школе тем и важна: это время самостоятельного освоения навыков. Главное, что нужно помнить: ваш ребёнок – не вы, свои проблемы он будет решать по-своему, не так, как это сделали бы вы, но и способности у него другие. Увидеть их – и есть наша родительская задача.