Физики без лирики

Физики без лирики

Физики без лирики Каждая школа должна дать детям определенный уровень знаний – то, что называется базовой программой. Но некоторые лицеи и гимназии стремятся повысить планку и обучить детей большему. Для этого в старших классах многие учебные заведения переходят на профильное обучение.

Детей разбивают на несколько классов с разными направлениями: гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и другие. Но разделение на «профили» вовсе не означает, что юному математику позволят «забить» на литературу или не будут преподавать историю, а будущие филологи навсегда распрощаются с физикой. Нет. Базовый курс основных предметов придется усвоить каждому. А вот изучать ли профильные предметы, каждый ученик для себя решает сам.

«Профили» бывают разные

Учебные планы всех школ опираются на базисный учебный план РФ и на санитарные нормы, которые определяют максимально допустимую нагрузку для школьников. Сейчас она составляет 48 часов в неделю. Но есть и другой норматив – рекомендуемая нагрузка. Если школе рекомендуется «загружать» детей, к примеру, на 36 часов, то в запасе остается еще 12. Именно эти 12 часов (так называемый «элективный компонент») учителя и могут использовать для обучения по профилю. При этом «профили» школы могут вводить разные и по-разному.

1. В школе вводятся классы с определенными «профилями». При этом «профили» у классов могут быть самые разные: физико-математический, химический, биотехнический, гуманитарный, гуманитарно-юридический, экономический и т.д. Как правило, обучая детей в таких классах, школы приглашают к себе педагогов из профильных вузов и целенаправленно готовят ребят к поступлению.

2. В школе нет профильных классов, но профильные предметы изучаются во второй половине дня, во время факультативных занятий. Так поступают обычно в школах полного дня. К примеру, в московской гимназии № 1543 профилизация ведется по четырем направлениям: математике, биологии, истории и литературе. И все в рамках факультативов и кружков.

3. В негосударственных школах во второй половине дня можно обучаться по индивидуальной профильной программе (почти как с репетитором).

В физмат за компанию

Кто же разделяет детей на «профили»? Кто делает выбор: учитель или сам ученик?

1. «В нашей школе детей распределяли по результатам экзаменов, – рассказал десятиклассник Михаил, ученик одной из московских школ. Тех, кто получил 4–5, отправили в математический класс, а троечников – в гуманитарный». В некоторых школах так поступают по аналогии с западной системой тестов. Но при таком подходе учеников делят на «первый» и «второй» сорт. Дети изо всех сил стремятся попасть, скажем, в математический класс только потому, что он считается престижным.

2. «У нас пустили по рядам листок, и каждый сам записывался, куда хочет: в математический, гуманитарный или биохим, – поделилась одиннадцатиклассница Екатерина, ученица подмосковной школы. – Учитель только просил «соблюдать баланс», чтобы не получилось, что математический класс переполнен, а в биохим никто не идет. Нескольких человек попросили записаться в другой класс». В обоих случаях ученики делали выбор самостоятельно. Но всегда ли могут подростки объективно оценить свои способности? Как показывают исследования Центра социально-профессионального самоопределения, больше половины старшеклассников испытывают серьезные затруднения в выборе дальнейшего образования. Кто-то принимает решение за компанию со своими сверстниками, кто-то под влиянием учителей…

Из класса в класс

Сын одной моей знакомой учился в подмосковной школе, где не проводилось никаких занятий, связанных с разделением на «профили». В конце 9-го класса учитель устроил перекличку и записал, кто в какой класс идет. Павел сначала записался в физикоматематический. Через месяц стал сомневаться, потянет ли он физику в таком объеме. Может, стоило пойти в химико-технический класс? Мама бегала к директору, учителям, просила перевести сына в другой класс. Перевели. В конце 10-го класса Павел, которому довольно легко давалась учеба, снова погрустнел: а может, надо было остаться в физмате?

К сожалению, далеко не в каждой школе к разделению на «профили» подходят серьезно и основательно. Как правило, нелегкий выбор ложится на плечи самих старшеклассников, которые мечутся порой из класса в класс, сомневаясь в правильности своего решения.

Если школьник не готов сделать свой выбор или не уверен в нем, возможно, лучше не рисковать и перевести подростка в общий класс. Пока профильные классы существуют в рамках эксперимента и не являются обязательными. Если же в вашем учебном заведении общего класса по каким-то причинам нет, подумайте о переводе в другую школу.