«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

ЭПИГРАФ УРОКА:

«Здоровье — ничто, а мы без здоровья — никто»

Цели урока:

Обучающие

  • Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»;
  • Усиление прикладной направленности изучаемой темы.

Развивающие

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие интереса учащихся к различным дисциплинам;
  • развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;

Воспитательные

  • воспитание чувств коллективизма, товарищества.

Оборудование:

  • раздаточный материал, таблицы на доске, высказывания о здоровье.

Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока:
    Учитель сообщает, что на уроке отрабатываются практические навыки действий с обыкновенными дробями. Через содержание задач проводится пропаганда ЗОЖ, методов оздоровления организма.
  2. Обобщение, повторение систематизация материала

Вступительное слово учителя:

— Что дороже денег? Конечно, здоровье… Здоровье — самый драгоценный дар, который человек получает от природы.
Послушайте, сколько мудрости таят в себе народные пословицы и поговорки о значении здоровья.
Здоровье всего дороже.
Болезнь человека не красит.
Здоровому — врач не нужен.
Народная мудрость гласит «Здоровье потеряешь — всё потеряешь». Давайте задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.
Мало гуляем на свежем воздухе, не закаляемся, не занимаемся спортом, сидим у телевизора и компьютера, не делаем зарядку…..Это и плохой воздух, отравленный выхлопными газами автомобилей и ядовитыми выбросами промышленных предприятий. Поэтому сразу возникают вопросы:
  • как уберечь себя от болезней, которые могут возникнуть вследствие загрязнённой атмосферы и неправильного образа жизни,
  • как сохранить здоровье на долгие годы?
Конечно, это здоровый образ жизни, профилактика заболеваний и знание некоторых способов «лечения без лекарств».
Ребята, как вы думаете, дикие животные болеют? Конечно, болеют и в роли доброго Айболита играют деревья, цветы, лекарственные травы, которые животные употребляют в пищу. Давайте мысленно представим, что мы с вами в лесу, на полянке. Нас окружают множество цветов и деревьев, которые имеет свои тайны.
1 тайна. В Средневековье это дерево породило множество легенд. В немецкой мифологии его связывали с именем бога грозы Донара. Считалось, что это дерево защищает людей от злых чудовищ. До сих пор сохранился обычай прибивать его ветки к дверям домов для оберега от злых духов.
ОТВЕТ. В медицинской практике сушёные плоды этого дерева применяют в качестве профилактического средства при авитаминозах. (Рябина)

2 тайна. В старину корой этого дерева “заговаривали” зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу Отцу, Богу Сыну, святому духу, и трут дёсны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает.
ОТВЕТ. Видовое название происходит от слова — по способности листьев дрожать даже от лёгкого ветерка. В народной медицине применяется при невралгии, в качестве противоревматического средства. (Осина)

Какие деревья носят эти тайны?
Ответить на эти вопросы поможет следующее задание:
1 вариант. 1/2 + 1/8; 3/4-1/2; 5/9 – 5/12; 5/6 + 3/8; 7/12 – 7/20; 5/24 + 7/60
2 вариант. 2/3 – 2/5; 3/4 + 4/5; 21/22 – 3/55; 19/21 – 11/15; 7/20 + 11/30
На доске вывешена таблица
а о и р н и я н с б а
13/40 4/15 29/24 5/8 6/35 9/10 1/4 7/30 31/20 5/36 43/60
Ребята первого варианта отвечают на первый вопрос, а второго варианта — на второй. Какие дроби у Вас встретились в этом задании? (Правильные и неправильные.) Назовите неправильные дроби.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие красивые цветы растут на поляне. А на доске расположен плакат с рисунком.


Учитель продолжает: для вас следующее задание:
назовите цветы, которые занимают большую часть поляны. Научное название рода дано в честь мифического существа кентавра Хирона, который якобы был превосходным врачом и пользовался соком этого растения для лечения ран. Когда Геркулес отравленной стрелой ранил Хирона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно как цветок Кентавра. Русское название дано по украинской легенде в честь молодого паренька Василия, околдованного и погубленного русалкой, которая увлекла его в поле и превратила в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду.
Конечно, вы догадались, что это васильки. Какую часть всех цветов составляют васильки? Сократите данную дробь. Какое свойство вы использовали? Сформулируйте основное свойство дроби.
В народной медицине василёк применяется как противовоспалительного средство при заболеваниях почек.
Учитель: Ребята, доказано, что масса человеческого мозга составляет 1/50 от массы тела, Вот вам, ребята, ещё одно задание:
зная свой вес, переведенный в граммы, рассчитайте, сколько же весит ваше серое вещество. После вычислений, учитель предлагает ребятам интересные факты:
Содержимое черепа кашалота тянет на 9 кг, что составляет 1/5000 массы его туши.
Мозг слона — 5 кг — 1/1 000 массы.
Мозг взрослого человека (в среднем) — 1 кг 400 г.
Так что уровень интеллекта не зависит от уровня головного мозга. Ребята, продолжим дальше.
Мозг ежедневно забирает 1/5 всей энергии, получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.
Какие продукты стимулируют те или иные виды умственной деятельности?
Мы с вами ответим на этот вопрос, если выполним следующие задание.


Учитель: у Вас на столе карточки с изображением овощей, ягод и фруктов. Найдите соответствующий ответ. Какие карточки остались не использованными.
Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, поэтому перед заучиванием материала неплохо съесть тарелку тёртой моркови с растительном маслом(без масла усвояемость самого ценного в моркови вещества бета-каротина резко снижается).
Черника способствует мозговому кровообращению. Желательно употреблять её в свежем или замороженном виде.
Орехи помогают сконцентрировать внимание. Они стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему. Особенно рекомендуется при длительной напряжённой деятельности.
Лимон освежает восприятие информации за счёт большой концентрации витамина С. Стакан лимонного сока особенно способствует занимающимся иностранными языками.
Капуста снимает нервозность. Салат из капусты перед экзаменом снимает мандраж.
Ананасы давно используют театральные и музыкальные звёзды, когда им приходится заучивать много информации.
Лук полезен при переутомлении и психической усталости, улучшает снабжение мозга кислородом. (Принимать ежедневно не менее половины луковицы).

Учитель: Знаменитый математик древней Греции Пифагор утверждал, что он дожил до глубокой старости потому, что постоянно употреблял мед. Древнегреческий философ Демокрит, проживший 110 лет, говорил: “Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мед”.
Решим задачу: до обеда Винни-Пух съел 2/8 бочки меда, после обеда — 3/8 бочки, после чего ему осталось доесть 24 кг меда. Сколько меда было в бочке?
Некоторые народы в глубокой древности имели обычай класть в гробницу, в которую хоронили покойного, медовые пряники или ставить сосуд с медом. В этом сказывалась наблюдательность наших предков: мед принадлежит к непортящимся продуктам. В равной степени и медовые пряники приобрели заслуженную славу не только потому, что они приятны на вкус, а за то, что сохраняются длительное время, почти не черствея.
Великий мыслитель и врач Гиппократ широко применял в своей практике мед в сочетании с лекарственными травами при легочных заболеваниях, при простудных и т. д.
Учитель продолжает: ну что, дорогие ребята, мы потрудились неплохо. Настало время отдыха. Мы с вами отправляемся на аттракцион “Колесо обозрения”.

Ваша задача — вставить недостающие дроби.


Ну, и последний вопрос. Как вы думаете, почему мы из множества цветов выбрали именно эти цвета: красный, оранжевый, жёлтый, синий и зелёный? Оказывается, полезные свойства разных продуктов зависят и от их цвета.
Продукты красного цвета (свекла, болгарский перец, клубника, помидоры) стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность. Но его избыток может вызвать перевозбуждение и трудности с засыпанием.
Оранжевые (хурма, абрикосы, персики, тыква, апельсины, мандарины, морковь) помогают восстановлению нервных клеток, обновлению мышечных тканей, улучшает настроение, помогают в борьбе с усталостью и апатией, успокаивают головную боль.
Желтые (лимоны, ананасы, яблоки, бананы, кукуруза, сыры, яичвые желтки) стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, снабжают энергией, способствуют очищению крови.
Синие (тёмный виноград, черника, сливы) содержат биологически активные вещества — антоцианы, которые защищают кровеносные сосуды и зрение.
Зеленые (листовые салаты, брокколи, зелёный горошек) подпитывают мозг, повышают активность, снимают напряжение, активизируют иммунную систему.
Ещё хотелось бы добавить и о белом цвете.
Белые (молоко, молочные продукты, творог, рис, чеснок, цветная капуста) успокаивают, снимают раздражительность, выводят из организма токсины.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового для себя вы узнали?
Мы сегодня узнали очень много полезной для себя информации. Хочется надеяться, что полученная информации в повсёдневной жизни вам пригодится.)