Птица-говорун отличается…

№ 2, 2014
Рубрика: Движущая сила
В процессе эволюции речь развивалась в той же мозговой зоне, которая отвечает за точно скоординированное движение рук. И родители это прекрасно знают. И потому перед тем, как ребёнок пойдёт в школу, стараются развить его мелкую моторику, чтобы облегчить письмо. Письмо – это выраженная на листе бумаги внутренняя речь.
Но внутренняя речь, а тем более письменная, выраженная на листе бумаги, только тогда будет правильной, когда ребёнок уже давно и хорошо владеет внешней, устной речью, имеет представление о том, о чём пишет. Кроме того, внутренняя речь контролирует наше поведение, то есть позволяет обдумать последствия поступка (или вспомнить правила) прежде, чем его совершить. Именно с помощью внутренней речи мы планируем свои действия. Так что речь осуществляет регулирующую и планирующую функции. Развитие в этом направлении идёт постепенно. Сначала регулирующую и планирующую роль выполняет взрослый, давая малышу инструкции, объясняя правила простым и понятным языком. Далее ребёнок начинает сам проговаривать свои действия, переходя к внешней речи. Именно на этой стадии вы слышите логичное: «Ваня обул ботинки и пошёл гулять». Чуть позже малыш начинает использовать коммуницирующую функцию речи в ролевых играх. А приставая к вам со своими бесконечными «Зачем?» и «Почему?», создаёт связи между предметами и пытается с ними взаимодействовать. Донимая вас бесконечными рассказами и фантазиями, он учится мыслить. И как бы вам ни мешал постоянный фон звонкого детского голоса, прислушайтесь: как мыслит ваша птица-говорун?

Что вижу, о том пою

В очередной раз ребёнок делится с вами историей про успешно забитый гол, каждый раз переживая этот момент победы. Поддержите его и разделите вместе с ним успех, дайте ему возможность выразить словами свои чувства. Когда малыш придумывает и рассказывает очередную фантастическую историю, вы можете договориться вместе придумывать её по частям. Так проще научить малыша произвольности, рассказу по очереди, удлинять время ожидания своей очереди, сохраняя внимание к происходящему. Иногда первоклашки проговаривают вслух каждый свой шаг: «Сейчас отступлю 4 клеточки и напишу «Домашняя работа», а потом буду решать задачу…» Такое речевое сопровождение возникает, когда младшеклассник, столкнувшись с трудностями, переходит на более ранний уровень внешней речи. Дома мы не придаём этому значения, но начинаем бить тревогу, когда учитель жалуется, что ребёнок бубнит на уроке, начинает говорить и не может остановиться, отвлекает рядом сидящих учеников. А иногда он начинает выкрикивать с места и при этом перескакивает с одного на другое, успокоить его или как-то структурировать речь невозможно. Часто к таким ученикам приклеивается ярлык неуправляемого. Но, может быть, дело в стрессе?

Если ваш ребёнок слишком говорлив, то, скорее всего, это про него:

  1. Ведущее полушарие, глаз, ухо, нога – левые, рука – правая

    Без стресса предпочитают структурированное обучение, порядок и последовательность в изложении информации. Любят говорить о том, что изучают, и о своём отношении к этому. Любят отыскивать образный и эмоциональный контекст.
    При стрессе испытывают трудности с видением, слышанием и запоминанием. Единственный орган, который при стрессе продолжает функционировать, – рука, а руки напрямую связаны с речью. Значит, такие дети при стрессе будут сопровождать свои действия речью, то есть бубнить на уроке. Для того чтобы они могли услышать учителя и понять, что он объясняет, им необходимо проговорить информацию вслед за учителем или пересказать её соседу. При этом они будут достаточно подробно пересказывать шаг за шагом, увязая в деталях и не умея обобщить. То же самое будет касаться ответа у доски, а учительское «Скажи покороче!» не приведёт ни к какому результату, ибо целостная картинка для ребёнка будет нарушена и он продолжит с того же момента, на котором остановился. Это касается не только учёбы: такие дети в состоянии стресса всегда сопровождают свои действия словами.
    Как помочь? Посадить на заднюю парту, где можно писать и бубнить себе под нос, не отвлекая других. Просить повторять для всего класса инструкцию перед выполнением контрольного задания. Чтобы запоминал пройденное, по пути из школы домой расспрашивать обо всём, что узнал за день, – проговаривание позволит закрепить новую информацию и во время последующих занятий легче её вспомнить. Ребёнок может рассказывать про уроки любимой игрушке. Вместе исследуйте метафоры, эмоции и движения. Играйте в подвижные игры. Выражайте музыку телом. Поиграйте в зеркало, где вы как ведущий, движения которого нужно повторить, будете спонтанны и раскованны. Вместе прописывайте план на день (перевод во внутреннюю речь), добавляя рисунок или выделяя цветом каждый пункт. Ребёнку постарше можно предложить вести дневник и научить его делать записи и рисунки в нём. Выполняйте под музыку упражнения «Гимнастики мозга»: Перекрёстные шаги, «Двойные рисунки» и «Ленивые восьмёрки»,«Думательный колпак».
  2. Ведущее полушарие, глаз, ухо, нога – правые, рука – левая

    Без стресса: склонность к творчеству , нацеленность на эмоциональный контакт с собеседником, открытость и непосредственность в выражении чувств. Когда такие дети спокойны, им доступна как устная, так и письменная детализация информации. Они неплохие рассказчики, живо передающие картинку и наполняющие её собственным смыслом. Их жесты и  язык могут быть очень выразительны.
    При стрессе: как и в первом случае, единственный активный орган – рука. Но отличие в том, что при стрессе будет страдать связная речь. Таких учеников вы узнаете по выкрикам с места, по переходу с языка слов на язык жестов, по перескакиванию в повествовании с одного на другое, по невозможности удержать нить повествования, но также по непреодолимому желанию выразить это здесь, сейчас, отвлекая тем самым соседа по парте, учителя и родителя, пытающегося приложить усилия, чтобы понять ход рассказа, и вздрагивающего от  очередного «Послушай!»
    Как помочь? В период повышенной нагрузки «торопыжкам» не следует забывать про «Крюки Деннисона» и дыхательные упражнения – например, «Брюшное дыхание». Очень полезны Перекрёстные шаги, «Ленивые восьмёрки» и «Думательный колпак». Пусть ребёнок придумывает планы и схемы к рассказам, рисункам или театральным постановкам. Можно использовать упражнение «Энергетическая зевота», которое поможет снять напряжение с речевых мышц и сделать речь более плавной.
    Вязание, игра на фортепиано или барабане – эта деятельность обеими руками поможет ребёнку интегрировать межполушарную работу. Во время обучения или выполнения домашнего задания, чтобы информация запоминалась лучше, разрешите школьнику лепить или рисовать.