Изумление

Изумление

Изумление останавливает действие всех остальных чувств. Выскочил кто-то из темноты – мы изумляемся и уж только потом выбираем: испугаться или нападать, а может, и рассмеяться… Это происходит почти мгновенно, незаметно.

А вот так описал изумление Чарльз Дарвин: «Широко раскрытые глаза и рот… брови поднимаются под действием врожденного импульса… когда нас застают врасплох… Причина того, что рот открывается, когда мы чувствуем изумление, очень сложна… Когда мы хотим лучше расслышать звук, мы либо перестаем дышать, либо дышим так тихо, как только можно, открывая рот и сохраняя неподвижность».

Оцениваем ситуацию

Часто, чтобы переключить или отвлечь малышей, говорят: «Ой, посмотри, какая птичка села на ветку!» Или: «Посмотри, какая новая игрушка!» Глаза малыша широко раскрываются в изумлении:
— А-а-а!!! – секунда… и слезы забыты. Этот момент переориентации, резкой смены чувства и есть действие этого аффекта. Удивляясь новизне, малыши учатся познавать и интересоваться, открывать для себя мир.

Как сохранить это качество, когда мы взрослеем? Многое зависит от восприятия окружающего мира в семье. Часто родители, а вслед за ними и дети стараются быть всезнающими, всё понимающими. Будто только это дает ощущение уверенности и собственной правоты. «Ничего удивительного, это же понятно! Я так и знал, ничего нового в этом нет!» Постепенно мир начинает терять краски: все понятно, все известно. Что дальше?

Суха теория, мой друг…

Мише 11 лет, он всегда много читал. Его родители – преподаватели с научными званиями – с первых месяцев жизни старались дать ему «объективное» объяснение всего, что происходит. Они всегда говорили ему, как правильно, как должно быть. Его вопросы их не удивляли. Скорее, они пытались их опередить. В саду Миша часто играл один, потому что всегда пытался объяснить, какой должна быть игра. Ему трудно было, особенно если кто-то начинал импровизировать с правилами, привносить что-то новое. В конце концов Миша оставался один: смотрел в окно, собирал и разбирал игрушки, листал книжки. В школе стало хуже: дразнили занудой. Однажды одноклассник принес на урок двух жуков, пойманных в парке. Ребята столпились вокруг: «Смотри, какие у них лапки! А интересно, они летают? А они кусаются?» Кто-то замер, наблюдая, как жуки себя ведут. Миша, как всегда, сидел немного в стороне. «Подумаешь, жуки! Обычные, ничего удивительного – их полно в любом лесопарке…» Он хотел рассказать им больше, но ребята отмахнулись. Миша страдал: он знает так много, может столько рассказать, так много читает, а ему говорят, что с ним скучно! Родители обратились ко мне, когда Миша оказался практически в изоляции в своем классе. На приеме они сразу стали подробно, по пунктам объяснять, что не так с их сыном, и что должен сделать психолог, чтобы ему помочь. Первое, что поразило – это обширность и системность их знаний и… ощущение скуки. Чем больше я слушала теоретическое объяснение происходящего, тем больше мне хотелось узнать: что они чувствуют и что их может удивить? Я предложила им… поиграть.

Учимся играть

Оказалось, что никто из них не знал, как это – играть? На отдельной встрече с родителями выяснилось, что чувствам в семье отводится минимум внимания. Просто есть аксиома – все друг друга любят и заботятся, с родителями не спорят, а самое главное – это знание. Книги – ценность. Важно наблюдать и анализировать. Эмоции – от слабости. И хотя Мише было 11 лет, он тоже мало во что играл в своей жизни. Он начал учиться катать мячики, ползать по комнате на четвереньках, перекатываться по полу и дурачиться, танцевать разных персонажей, придумывать истории с игрушками. Мне было важно помочь мальчику вернуть чувство изумления, чтобы стать немного более открытым к миру, другим людям – и чувствовать, а не воспринимать мир через внутренний экран, на котором будто уже написано объяснение, что это и почему. Я была признательна родителям, которые, благодаря своей пытливой природе ученых, в какой-то момент поняли, что чувства оказались в тени в их семье, что они тоже – ценность. Постепенно они учились проявлять свои чувства и удивляться вместе с сыном. Миша стал увереннее и менее обидчив. У него появился друг в классе, он заинтересовался футболом, записался в секцию, стал играть и во дворе. Он стал легче общаться, и все чаще стали находиться слушатели его «лекций», так как и он стал внимательнее и с интересом относиться к окружающим.

Изумляемся вместе

Умение изумляться связано с умением опираться на органы чувств для ориентации в мире и в отношениях с людьми. И если ребенок теряет эту способность – значит, почему-то не задействован важный ресурс познания и ориентации. Отчего? Общая подавленность чувств, страх осуждения, страх выглядеть глупым, страх спонтанно проявлять себя… Необходима уважительная и заинтересованная позиция родителей, которая помогает вести диалог про то, что чувствует ребенок, поддерживает его способность искренне изумляться: «Посмотри, как бывает!» За 2 дня опали листья, во время дождя выглянуло солнце, в рисунке нашлось новое сочетание красок, быстро были сделаны уроки или как долго они не сделаны… Изумление позволяет сказать без давления и осуждения: «Удивительно, столько времени прошло, а уроки не сделаны! Интересно, что происходит? Расскажи…» И ведь расскажет. И вы сможете помочь.