Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы со сложной структурой дефекта в группах компенсирующей направленности

Автор статьи: cтарший воспитатель Богова Ирина Ивановна, педагог-психолог Фролова Ирина Сергеевна, педагог-психолог Зарубина Надежда Сергеевна, ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2328
Содержание статьи:

Приоритетные направления нашей деятельности:

  • изменить общественное понимание детской инвалидности;
  • cоздать условия для интеграции детей-инвалидов в общество;
  • устранить психологические и физические барьеры, отделяющие инвалидов от общества.

В детском саду функционируют 10 групп компенсирующей направленности, где находятся 10 детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и 5 детей со сложной структурой дефекта— это дети инвалиды.

Одновременно в групповом пространстве находятся дети, имеющие сочетание 2-х или более недостатков в физическом или психическом развитии: ЗПР, ДЦП, синдромом Дауна, с врожденным пороком сердца, эпилепсия и др.

Основной целью создания компенсирующих групп является оказание коррекционной помощи, в том числе в эмоциональной сфере, детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Комплексный подход в работе с детьми в компенсирующих группах реализует задачи социализации и адаптации ребёнка с нарушениями в развитии к условиям обучения в дошкольных и школьных учреждениях.

Создана развивающая среда, в которой дети достигают максимально высокого уровня компенсаторных возможностей. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно — пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребёнка, педагог— психолог постоянно учитывает особенности его развития и определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Реабилитация детей, их эмоциональное состояние рассматривается как единый медико-психолого — педагогический процесс, включающий в себя весь комплекс различных воздействий:

  • своевременную медицинскую помощь;
  • обучение по индивидуальным маршрутам , то есть на основании программы индивидуальной реабилитации, с учётом диагноза ребёнка, разрабатываются индивидуально— ориентированные программы реабилитационных мер, которые предусматривают планомерное и систематическое использование различных средств и способов реабилитации;
  • участие родителей, лиц, их заменяющих, в реабилитации.

Цели мероприятия:

В детском саду проводится коррекционно-развивающая психологическая и психотерапевтическая деятельность, направленная на эмоциональное благополучие детей со сложной структурой дефекта.

Предварительная работа:

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности развития, мы комбинируем различные методы, техники и приёмы, как традиционные, так и нетрадиционные, а также разрабатываем и апробируем психокоррекционные игры, упражнения, элементы сказкотерапии. Вашему вниманию мы хотим предложить ряд игр направленных на развитие эмоциональной сферы детей.

Психологическая игра «Ларец радости, или звонкий ручеёк»

Игра проводится с детьми старшего возраста для создания благоприятного эмоционального климата в группах, получение положительных эмоций.

В специальный ящик собраны позитивные выражения и фразы. Дети садятся в круг и каждый ребенок берет свиток со словами, предназначенными именно для себя. («Ты самый веселый», «расскажи интересную историю», «у тебя самый звонкий голосок, спой песенку». Затем, идет обсуждение фраз и обыгрывание заданных ситуаций.

Плакат «Что такое радость?»

Эта информация направлена на оптимизацию настроения, самочувствия взрослых и детей, расширение представлений о заявленной эмоции.

На этом плакате дети и взрослые могут выразить свои мысли в слове, рисунке, а также свое настроение дети могу передать в конструировании.

Игра «Устами младенца!»

Проводится для повышение настроения, формирование у взрослых интереса к миру детей.
Воспитатели и родители вспоминают и записывают на ватмане интересные изречения детей, знакомят с ними всех входящих в детский сад.

Пример: На занятии по рисованию ребенок нарисовал красный огурец. На вопрос «Почему он красный?» Ребенок ответил: «Он болеет, у него температура!», Мама спросила у дочки «Что вы делаете в сауне?» дочка ответила: « Пьем чай с бутербродами с красной икрой!»

С детьми проводится занятия « Сказка о созвездии», также занятия в волшебной пещере. Мы наблюдаем отражение эмоционального мира ребенка на оздоровительных процедурах.


Это стимулирует интерес к психологическим занятиям, стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая «подзарядка».
Во время различных общеукрепляющих процедур (по показаниям врачей –специалистов) такие как:
• Сауна. В сауне дети между заходами, слушают музыку или сказки, что благотворно влияет на эмоциональную сферу.
• В галокамере или соляной пещере, также включается подсветка и музыка
• Массаж
• тренажерный зал специально оборудованный для детей со сложной структурой дефекта.
• В кабинете физиопроцедур для создания интереса и снятия тревожности у детей, возле каждого аппарата размещены силуэты разных персонажей из сказок.

Занятие с детьми по сказке «О созвездии»

Игра проводится для стабилизации психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая «подзарядка».
Дети подходят к ковру и «собирают» звёздочки в кулачок, чтобы они не растаяли. Затем по команде педагога они «рассыпают» их по небу (включается зеркальный шар). Стенд «Самый-самый», Консультации с элементами тренинга папки-передвижки для родителей детей со сложной структурой дефекта.
Консультации с элементами тренинга «Психологическое здоровье воспитателя»
Проводится для профилактики эмоционального выгорания и снятия психоэмоционального напряжения.
-Упражнения « Я -в лучах солнца»
-Мышечная релаксация
-Дыхательные упражнения

Стенд «самый-самый»

Эта информация направлена на создание позитивного образа детского сада, привлечения внимания к сотрудникам дошкольного учреждения.
Туда входят номинации:
-самый поющий
-самый смелый –(не боится давать интервью журналистам)
-самый танцующий
-самый спортивный

Занятие с детьми подготовительной группы по сказке « Обманный отдых»

Проводится для профилактики усталости, раздражительности у завтрашних школьников, вызванных увлечением телевизором, компьютерными играми.
Сюда входит чтение и обсуждение сказки «Приключения будущих первоклассников», где дети смогут побывать в этой сказке с помощью интерактивной доски; «Графический диктант», игры реалаксации в сенсорной комнате.

Занятие с детьми на тему «Грусть»

Направленно для того чтобы познакомить детей с эмоцией грусть, учить передавать это состояние выразительными средствами, а также осваивать способы снятия негативных настроений.

Игра «Новые игрушки» где педагог предлагает детям послушать рассказ про то, как Маше и Сереже подарили новые игрушки. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздаются игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

Целенаправленное развитие эмоций у дошкольников со сложной структурой дефекта является одним из средств формирования социально приемлемого поведения. Таким образом, поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем социализации, свидетельствует о его психическом состоянии и возможных перспективах дальнейшего развития.

И поэтому наш девиз детского сада такой:

Сад родной, как светлый дом-
Всем тепло, уютно в нем!
Мы живем одной семьей,
Как большой пчелиный рой!
Мы работаем с душой –
Согреваем добротой