Развитие фортепианной техники на примерах этюдов Черни

Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент необходимых знаний для развития ребенка должен закладываться с самого детства и требует педагогического опыта работы с детьми. Мне посчастливилось работать в Центре образования № 118, во главе которого стоит Михин Сергей Юрьевич. Система образования здесь построена на том, чтобы с самого раннего детства развивать личность ребенка. Этот фактор является основополагающим и в нашем хоровом отделении «Радуга».
Руководитель хорового отделения — увлеченный, грамотный педагог Анна Алексеевна Московчук, которая не только ведет кропотливую ежедневную педагогическую работу, но и выводит хор «Радуга» на мировой уровень, участвуя в конкурсах хоровых коллективов, проводящихся в России, Германии, Польше, Словакии. Почему, работая с таким мастером нам, преподавателям фортепиано, важно вести свою работу как можно тщательнее, совершенствуя со своей стороны фортепианное обучение детей.
Сегодня программа образования детей в школе очень насыщенна, поэтому наша задача: и обучить музыкальному искусству; и интенсивности, точности выполнения программных требований, которые состоят в умени художественно играть на рояле, пианино.
Моя педагогическая практика, а также опыт моих коллег показывает, что, начиная с первых лет обучения игре на фортепиано необходимо уделять внимание систематической работе над развитием техники двигательного аппарата.
Техника — это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, legato и различные виды staccato а также динамические оттенки. В то же время для профессионального исполнения необходимо художественное видение произведения, поэтому, музыкальность должна идти рука об руку с техникой.
Для работы над техникой в музыкальной методике используются гаммы и различные этюды.
Этю́д (фр. étude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. В то же время — это не только подготовительные упражнения для исполнения более серьезных произведений, но и, зачастую полноценные пьесы с богатым музыкальным содержанием.
В отечественной педагогике большинство пианистов в основном, учатся на этюдах композитора, Карла Черни.
Карл Черни — знаменитый венский пианист и композитор ; который считался в Вене одним из лучших преподавателей игры на фортепиано. Как педагог, он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины 19 в. трудно найти пианиста, который не прошел его школу. Величайшим из учеников Черни был Ф.Лист. В те времена, когда фортепиано только появилось, многие мечтали овладеть игрой на этом инструменте. Пожалуй, нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного изложения первой половины XIX века, которому Черни не уделил бы внимания. Каждое из его произведений было написано для конкретного ученика и на решения конкретной задачи.
Его этюды и упражнения дают богатый материал для овладения видами фортепианной техники, связанными с подкладыванием первого пальца, — всевозможными типами гамм и арпеджио. Кстати, в области гамм Черни тоже можно назвать основоположником, поскольку становление гаммы произошло в то же время, что и появление фортепиано.
В этюдах и упражнениях широко представлена техника украшений – различного рода мордентов, форшлагов и трелей. Значительное место отведено репетиционной, октавной и аккордовой фактуре. Можно встретить произведения с многоэлементной музыкальной тканью, подготавливающие к скачкам в партиях обеих рук, к тремоло; сочинения, развивающие полиритмические навыки.
В высшей степени целесообразно и удобно построена в этюдах Черни партия аккомпанемента. Обычно она не ставит дополнительных технических трудностей. Партия аккомпанемента служит своего рода сигналом, привлекающим внимание исполнителя к появлению нового фактурного элемента или к изменениям фигурационного рисунка.
Основы системы воспитания пианистических навыков составляют у Черни пассажные фигурации, прежде всего гаммаобразные, а также ступенчато-образные и состоящие из ломаных терций; всевозможные формы арпеджио и трельная техника. Используя в этюдах и упражнениях различные виды фортепианного изложения, Черни на первый план выдвигал все-таки линейную технику, справедливо полагая, что она является «камнем преткновения» для подавляющего большинства пианистов.
Этюды Черни позволяют развить точные ритмические навыки, ощущение мерности движения, помогают скоординировать игровые движения. От того насколько ритмически точной будет организация, зависит качество техники, а четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные ощущения и, прежде всего, пальцевую ровность. Основой свободных движений является удобное, ненапряженное положение корпуса, рук и, обязательно, ног учащихся. Основное требование в работе над техникой – экономия движений (лишние движения – неряшливость в игре). Можно выделить четыре способа движений:
• Пальцами (всегда);
• Кистью (локоть спокойный) – для мелких октав, аккордов;
• Локтем (плечо спокойно) – для скачков аккордами;
• Плечом (для аккордов).

Преподаватель должен привить учащимся навыки управления работой мышц. Необходимо научить ученика включать нужную группу мышц, перестраивать их работу, например, выключая крупные мышцы, включая мелкие, расположенные в пястье, научить пользоваться большим или меньшим весом руки, т.е. научить всему, что составляет игровые приемы, необходимые для реального воплощения нужного звучания. При подборе этюдов педагогу необходимо придерживаться определенной последовательности в развитии технических навыков. При этом техническое воспитание учащихся должно идти по пути использования возможно большего разнообразия фортепианной фактуры.

Педагогам важно помнить, что процесс работы над произведением любого жанра, в том числе и этюдов, начинается с определения художественного содержания. Правильной передаче образа, эмоционального строя произведения способствуют многие средства выразительности, в том числе, качество звука. На любом этапе работы над этюдом следует уделять внимание звуковым задачам. Достаточно хотя бы на одном уроке пренебречь этими требованиями – учащиеся перестают его выполнять с тем вниманием и осознанностью, которые так необходимы.

Ясно, что к нам в центр образования № 118 приходят дети с разными способностями и особенностями мышления. Например, Катя И., учащаяся третьего класса хорового отделения «Радуга» — очень «музыкальный» ребенок, схватывает сходу различные мелодии, старается подбирать их по слуху, и очень эмоциональна. Но двигательный аппарат у нее недостаточно развит для того, чтобы соответствовать ее желаниям, сыграть ту или иную пьесу. Ребенок пришел ко мне заниматься год назад, и прежним педагогом уделялось недостаточное внимание этому аспекту.

Для работы мы взяли этюд G-dur op 599 № 45, включающий в себя как мелодическую последовательность группы нот, так и гармоническую опору, а также короткие арпеджио. У Кати небольшая ручка с маленькими пальчиками, поэтому ей необходимо освоить. Прежде всего, именно эти, выигрышные для нее типы фактуры.

При прослушивании произведения в исполнении педагога, девочке оно очень понравилось своим красочным мажорным звучанием.

При разборе этюда двумя руками, мы сразу выяснили, что партия аккомпанемента служит своего рода сигналом к появлению новой тональности в такте, то есть аккорд в каждом новом такте затем раскладывается в арпеджио в другой руке. Мы немало потрудились над полным звучанием аккорда. Для этого мы ставили пальцы в нужной позиции, и затем я просила Катю привстать, опираясь на аккорд, чтобы правильно рассредоточить силу в пальцах, не поднимать плечи, не зажимать руку, и снимать аккорд свободно, локтем. Также, работая над полным звучанием аккорда, чтобы научиться слушать сразу 3 звука, мы играли его поочередно: то лишь его крайние звуки, то по очереди нижний и средний, затем средний и верхний.

Важно и то, что в этом этюде руки часто играют поочередно, фраза одной руки заканчивается в другой. Это развивает двигательную координацию рук. При проработке фразы мы тщательно отрабатывали legato, которое переходит в пальцевое staccato. Работали сначала на mf — так легче добиться опорного звучания аккордов. При работе с арпеджио очень важно помогать кистью при восходящем и нисходящем движениях. Не менее важно привести мелодию к опорной длинной ноте. Для этого нужно проработать фигурацию 4-й палец в арпеджио D-dur (2-й такт) — самый капризный из всех особенно на «фа #», поэтому мы делали репетиции упражнения на эту ноту: «ре-фа#-фа#-фа#-ля-фа#-фа#-фа#», где «ре» и «фа» — длинные ноты и держатся пока идет повторение ноты «фа».

Наиболее сложный момент составляют в этом этюде гаммообразные последовательности в середине и конце каждой части, что требует от ученика большего волевого усилия и внимания, умения сыграть ровно и четко.
Очень полезно здесь освоить подкладывание 1-го пальца. Эти последовательности, иногда с повторяющимися репетиционными звуками изложенные шестнадцатыми нотами предназначены для развития мелкой техники, требует особого внимания. Мы учили это место сначала каждой рукой отдельно, проучивая правую в медленном темпе, делая акценты на сильную долю; затем играли различными туше: staccato и non legato. Левую руку заучивали, играя поочередно по 2, по 3 аккорда, запоминая переход клавиш на соседние клавиши, например, из аккорда «T 5,3» в «D 6,5 (-5)» и т.д..

Во 2-й части работа происходила по тому же сценарию.
Работа над динамикой велась параллельно технической. Мы старались, делая крещендо избегать тенденции тяжести в пальцах и кисти. Сила при взятии клавиш годится скорее для аккордов. А в данном случае пытались вести звук к f, осмысливая каждую ноту выстраивая линию.

Конечно, было бы самонадеянно утверждать, что мы решили сразу все проблемы, разучив данный этюд, но могу утверждать, что теперь пальчики Кати стали более подвижными, ей стало проще играть гаммы, аккорды и арпеджио.
Гораздо точнее стало ее исполнение туше. Конечно, нужно будет еще работать над развитием музыкального мышления. Она пока медленно строит аккорды в тональности, поэтому последовательность аккордов ей приходится заучивать наизусть. Но в целом благодаря грамотно построенному произведению на данном этапе мы остались довольны полученными результатами.

Еще один пример работы над этюдом Черни — это этюд №…C-dur.
Юлия Г. тоже занимается в третьем классе на нашем хоровом отделении. У Юлии хорошие руки и длинные пальцы, но некоторые проблемы с мелкой техникой. Трудность этого этюда – игра ровными, четкими пальцами в темпе allegro партии правой руки; подкладывание первого пальца. Важно проследить, чтобы движение происходило плавно, без толчка. При работе над гаммаобразными пассажами надо переходить к быстрому темпу с большой осторожностью, иначе в руке возникает напряжение, и ровность фигурационной линии утрачивается. Показателем ошибки служит «тряска» рук. Если имеются такого рода недостатки, полезно несколько сбавить темп, и поработать над достижением большей цельности мелодической линии. Обычно сразу же очень хорошие результаты дает использование объединяющих движений. Иногда полезно поучить гаммаобразные пассажи non legato – legato, staccato. Этот способ работы хорош тем, что приучает к более точным и скупым движениям, которые так необходимы многим ученикам при исполнении несвязных звуков.

Основная трудность состоит в, почти непрерывном движении обеими руками: в правой руке — мелодической гамообразной последовательности, а в левой — нисходящего аккордового движения. Но они построены настолько гармонически целесообразно, что мы сразу их запомнили. На первом этапе нужно работать отдельно каждой рукой. Довести до автоматизма последовательность аккордов в левой, заучивая их по частям, по тактам. А в правой, помимо игры разными туше, полезно поиграть в ломаном ритме. В репетиционных частях в правой руке нужно выявить мелодию и слушать ее, не выкрикивая все остальное. Юлия очень хорошо, как раз справилась как с этим местом, так и со всем этюдом целиком. Ей удалось вычленить и пропеть все музыкальные фразы, справиться со всеми техническими трудностями этюды. Теперь мы планируем поработать над более сложными задачами.

Еще один случай развития фортепианной техники на примере этюда № 33 op. 299 Черни произошел у меня с Машей П. 15-ти лет. Мне хотелось немного облегчить ее манеру игры мелкими длительностями с помощью этого этюда.
Этюд интересен с разных точек зрения: различные туше в обеих руках, легчайшие секстоли в правой и аккуратный аккомпанемент в левой. Очень нелегко сыграть ровно, четко, без остановки шестнадцатые секстоли на протяжении 16-ти тактов. Для того, чтобы добиться цели мы пользовались разными способами:
1.Задерживали каждую третью ноту секстоли так, если бы она была восьмая;
2.Часто играли staccato — для цепкости пальцев;
3. Играли весь этюд дуолями;
4. Использовали ритм — восьмая с точкой + две тридцать вторые;
5 . Переносили акценты на вторую и пятую секстоли
и т. д..
При работе с левой рукой мы пользовались левой педалью — для того, чтобы найти нужную степень «p».
Затем мы играли двумя руками, слушая фразу в левой. В быстром темпе здесь лучше опираться на мелодию в левой руке, а правая должна быть похожа на каскад тончайших хрустальных бус. Так же нужно добиться точного выполнения динамических оттенков, которыми изобилует это произведение. f приходит через такт к «p» и т. д.

Маша хорошо показала этот этюд на выступлении, и результатом послужило развитие цепкости, подвижности пальцев. Более внимательным стало отношение к аккомпанементу и появилось большое желание играть такие же интересные, непростые произведения. И не беда, что, может быть при работе мы не сумели по каким-то причинам сделать все идеально, но главное, для учащихся Этюды стали незаменимым материалом для развития музыкального мышления, воспитания самостоятельности, более того, ключом к пониманию многих музыкальных стилей в будущем .
Природа этюдов Черни такова, что без активного участия интеллекта, выразительное их исполнении невозможно.
В этом этюде ясно слышно, что фактура этюдов Черни предвосхищает особенности фактуры романтиков: фактуру Листа, Шуберта, Мендельсона, Вебера.

Этюды Черни ставят перед собой следующие основные цели: развитие и укрепление технической базы, приобретение технического “резерва”: большей подвижности, охвата больших трудностей, длительной выдержки. Это не значит, что этюды не нуждаются в индивидуальной трактовке. Исполнение учащимися этюдов как самостоятельных художественных произведений возможно лишь при определенной методической направленности в работе.