I-школа ЦО «Технологии обучения», г. Москва

№ 8, 2008
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Марина ТРУБИЛИНА

«Lena, can you hear me?» – спрашивает учитель. «Yes, I do!» – доносится из компьютера. Так начинается обычный урок английского в необычной московской школе. Учитель и ученик здесь порой находятся в разных концах Москвы и встречаются лишь на экране монитора. Ведь в i-школе учатся исключительно дети-инвалиды.

Экзамен без стресса

Мы попали в эту школу в день экзамена по русскому языку. Девятиклассники писали выпускное изложение. Они немного волновались, но еще больше переживали мамы, толпившиеся у дверей.

…Итак, в одном кабинете восемь ребят «пересказывают» Паустовского. В другом то же самое делают трое – из-за состояния здоровья им сложнее сосредоточиться, поэтому на экзамене нужна более спокойная обстановка. Худенькая большеглазая Вера, сидя в инвалидной коляске, набирает изложение на ноутбуке – так ей проще, чем писать вручную.
— Вера – умничка! – восхищается ею учительница. – Она такие комментарии делает к текстам по литературе! И по русскому языку прекрасно учится. Очень талантливая!
— В 10-й класс пойдет? – спрашиваю я.
— Наверное, – кивает педагог. – Да я ее и не отпущу никуда! Вера прислушивается к разговору, улыбается. Впрочем, по словам методиста школы Марии Михайловой, после 9-го класса отсюда не уходит никто. А родители добавляют, что дети просто боятся потерять эту школу.
— Раньше дочка ходила в обычную районную школу, – рассказывает Анжела Зеленская, мама шестиклассницы Саши Гайдамак. – Это было ужасно! Родителям туда вообще не зайти. Даже на концерт к 8 марта мам не пригласили. Детям из параллельных классов запрещали общаться друг с другом на переменах! Ребенок упал, а ему даже не помогут встать! А здесь все замечательно.

Талантливые «самоделкины»

…Заходим в один из кабинетов. Он поделен на закутки легкими «офисными» перегородками, за каждой – свой урок. Чаще всего ребенок занимается с учителем один на один (в i-школе считается, что один ребенок – это уже целый класс). Реже учатся по двое-трое.

У приятелей Никиты и Максима – урок информатики. Они должны сделать в PowerPoint’е клип-презентацию на известную «Оранжевую» песенку – про оранжевое небо, оранжевое море, верблюдов, мам и ребят. Нужно подобрать картинки, сделать переходы между ними, наложить музыку.

Дома, в свободное время, 14-летний Никита собирает модели военной техники. Он даже получил за это диплом на недавней выставке на ВВЦ. По совету учителя Никита тут же заходит на свой сайт в Интернете и показывает заезжему корреспонденту сделанные им танки и бронетранспортеры, продуманные до мельчайших деталей. А 15-летний Максим предпочитает реальную технику – помогает отцу в автомастерской и гоняет на мопеде, собранном своими руками. Словом, мальчишки как мальчишки. Если не знать, что в их медкартах значатся какие-то серьезные недуги.

Давай дружить?

Одна из главных причин, по которой в эту школу рвутся дети, – возможность общения. Ведь многие из-за болезней долгое время почти не выходили на улицу. Они числились на надомном обучении, а потому круг их знакомых был невелик. Здесь же они сначала знакомятся между собой на сайте школы (там у каждого ученика своя страничка) и общаются в чатах и форумах. Поэтому когда узнают друг друга на очных занятиях, то просто сияют и, трогательно держась за руки, гуляют по коридорам. И даже те, кто учится только дистанционно, не приезжая регулярно к учителям (к примеру, есть девочка-колясочница, которая живет на пятом этаже в доме без лифта – ей и школьный автобус не поможет), находят новых друзей в здешней виртуальной реальности.

Уроки в чате

Английский язык. В кабинете сидит только учитель, а на мониторе – видео: десятиклассница Лена, которая сейчас у себя дома. Она читает вслух текст, который виден и учителю, и отвечает на вопросы в режиме он-лайн.

Другой педагог у компьютера общается сразу с несколькими учениками в программе вроде ICQ: «Алеша, ты сможешь выйти в чат в 13.00?» – «Да, хорошо». И Алеша добавляет смайлик. А в коридоре кучкуются мамы и бабушки. Обычно они проводят в школе вместе с детьми весь день. Тем более что одним школьникам трудно самостоятельно ходить, другим нужно по часам давать таблетки или несколько раз в день делать инъекции…
— Я дочке дома иногда говорю: «Саша, отдохни! Хватит заниматься!» – рассказывает Анжела Зеленская. – А она не хочет! Ей интересно! И потом, они же на уроке один на один с учителем. Тут не понадеешься, что тебя не спросят, не отсидишься в уголочке.

Сейчас у Саши Гайдамак урок географии. Помимо всего прочего, она занимается в i-школе информатикой, китайской живописью, музыкой, пишет хокку и прочие мудреные стихотворения в «Мастерской слова». Недавно решила издать книгу своих стихов – готовит к ней иллюстрации.

А на стене школьного коридора – знаменитая Джоконда в Сашином исполнении.
— Высказывания да Винчи дети написали придуманным им шифром – «зеркальным письмом», – рассказывает Ирина Семушева, заведующая лабораторией технологии и искусства. – Было забавно, когда мамы с бабушками на празднике подходили к этим надписям со своими зеркальцами, пудреницами, пытаясь разобрать, что же там написано.

Мультик как хобби

А еще на основе карандашных набросков великого художника дети делали мультфильмы. Вообще, созданием мультиков в i-школе увлечены, кажется, все. Вот 11-летний Коля Романов при нас сдает контрольную – на экране рассыпается салют над Кремлем. Детям кажется, что мультики – развлечение. А педагоги считают – вполне серьезное дело. Во-первых, школьники, мастеря их, осваивают программы на компьютере, фото— и видеотехнику, что впоследствии поможет им найти неплохую работу. Во-вторых, оценивают свои творческие способности.

Ирина Семушева, к примеру, гордится своим учеником Сережей, который сейчас учится на художника-мультипликатора в колледже. А те дети, которым здоровье не позволяет даже встать с кровати, проживают в своих мультфильмах то, чего не могут сделать в реальной жизни – один такой подросток создал фильм про футболистов, персонаж другого танцевал рэп… Второклашка Дима, живущий с диагнозом «аутизм», в мастерской мультфильмов даже начал разговаривать с окружающими. Дельфин в его мультиках танцует под музыку, а пингвины – прыгают по льдине…
— То есть вам здесь нравится абсолютно все? – пытаю я мам.
— Ну, к хорошему, конечно, быстро привыкаешь, – улыбаются они. – Хочется, чтобы лифт сделали. Чтобы компьютеры заменили, а то возможности нынешних дети уже переросли. Чтобы перемены были побольше и с музыкой. Но главный «недостаток» – детям в этой школе времени не хватает! Они не успевают все попробовать!

Увлечения и развлечения

Помимо общеобразовательных предметов, каждый ребенок в этой школе может заниматься и на спецкурсах. В школьном расписании на ближайшее воскресенье значатся цифровое видео, природный конструктор, биологические экскурсии… Можно сочинять новые главы к «Айболиту», разгадывать географические детективы, мастерить роботов или всерьез знакомиться с азами юриспруденции…
— Каждый ребенок в нашей школе – это неизведанная планета, – говорит Ирина Семушева. – И каждый раз поражаешься, как у человечка, который тратит массу времени на обыденные дела – на то, чтобы просто встать, пойти, одеться, – находится еще и столько сил на учебу. На то, чтобы любоваться прекрасным, что-то создавать.

Только кивни!

…В кабинете начальных классов на нас с фотографом внимательно смотрит семилетняя Саша. Сейчас ее главная задача – освоить компьютер. Сидя в кресле-каталке, Саша пытается положить руку на необычную, похожую на теннисный мяч компьютерную мышь. Рука не сразу слушается, но со второй попытки хватает шарик. Вместо «дабл клика» нужно качнуть головой, чтобы тронуть большой «микрофон» слева от монитора. Как только ребенка зачисляют в i-школу, ему – бесплатно! – выдают комплект «домашнего» оборудования: ноутбук, принтер, сканер, веб-камеру, оплачивают Интернет. При необходимости снабжают цифровым фотоаппаратом, видеокамерой, микроскопом… А тем, кому сложно работать на обычном компьютере, дополняют набор головными или ножными мышками, клавиатурой с крупными рельефными кнопками… Одним словом, было бы желание учиться (а оно, как хором говорят педагоги, у учеников i-школы огромное!), а остальное – всего-навсего дело техники.

Справка «ЗШ»:

I-школа (ЦО «Технологии обучения») – школа дистанционного образования детей-инвалидов. Директор ЦО – кандидат педагогических наук Александр Ездов. Уроки проходят как очно, так и дистанционно – с помощью видеосвязи, интернет-телефонии, чатов, форумов и т.д. В школе работает более 200 педагогов. Помимо обычных предметов, ученикам предлагается на выбор множество дополнительных курсов. Один-два раза в год объявляется тема общешкольного проекта – нынешней весной он был посвящен Леонардо да Винчи. В школе учатся дети с ДЦП, диабетом, онкологическими, нервными заболеваниями, болезнями почек, сердца и др. Для поступления в школу нужна справка об инвалидности и разрешение медкомиссии. Обучение бесплатное. По окончании обучения детям выдают аттестаты государственного образца. Девять из десяти выпускников i-школы поступают в вузы.

Фото: Любовь ВОРОБЬЕВА