Московское среднее специальное училище Олимпийского резерва № 1

№ 2, 2007
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Юлия СЕДОВА

Даже готовясь к олимпийским стартам, можно быть успешным учеником. Именно так считают в московском среднем специальном училище Олимпийского резерва № 1, где спортивно одаренные ребята из всех уголков нашей страны живут, тренируются и учатся с 8 по 11 класс.
Часто школьные учителя говорят: если у ребенка спортивный талант, успехов в учебе от него не дождешься. Наверное, педагоги имеют основания для таких выводов, ведь одержимый жаждой побед и рекордов юный спортсмен ни о чем ином не помышляет. Да и нелегко после выматывающей тренировки грызть гранит науки! Но нет правил без исключений. В московском училище Олимпийского резерва № 1 (УОР № 1) двоечника могут даже на тренировку не пустить, а отправят на пересдачу химии или истории!
Первая же девушка, которую мы встретили в школе и поинтересовались, как она учится, оказалась отличницей.
— Конечно, я учусь на одни пятерки, – удивилась нашему вопросу десятиклассница, ганболист­­ка Нина Сашуркова. – А как же иначе? Гандбол, учеба – моя самореализация. Иные люди проявляют таланты только в спорте, но я думаю и о дальнейшей жизни. Тяжело учиться и тренироваться, но что делать… Например, сейчас без английского – никуда. Но в нашем училище преподают лучшие учителя, и мы тут стараемся учиться. Вообще спортсмены умеют идти к поставленной цели, поднимаясь к ней по ступенькам. Мне кажется, что каких-то общих правил успеха в жизни нет. Каждый выбирает свой путь. На мой взгляд, главное – образование.
Нина тут же познакомила нас с заслуженным тренером РФ Алиной Семеновной Тимошенко, преподавателем отделения фехтования. Среди ее учеников – чемпионы мира, призеры олимпиад. А в свободное от работы время Алина Семеновна совершенно бесплатно тренирует ребят, живущих рядом с училищем. Страсть к спорту ей хорошо знакома: она мастер спорта, окончила Физкультурный институт им. Лесгафта. Все ее воспитанники стали мастерами спорта, окончили вузы, и главное, сохранили здоровье.
— Училище – второй дом, – говорит Алина Семеновна. – Можно было бы отдохнуть, мне ведь за 70… Но я работаю. И неплохо, мне кажется, работаю. Тренер – великая профессия. Все наши тренеры, опытные и молодые, для ребят – мамы и папы, воспитатели и преподаватели. Отношения у нас с ребятами хорошие, но за плохую учебу спрашиваем строго: если человек в учебе ленится, он и в спорте ленится, подведет товарищей на соревнованиях.
Спорт, конечно, очень помогает ребятам в жизни, отвлекает от улицы, воспитывает характер. Недавно были с мальчиками в Германии на турнире, они не только фехтовали, но и посмотрели, как там люди живут. Подобные поезд­­ки организует руководство училища. Вообще у нас очень хороший директор. За ним мы – как за каменной стеной!
Директор училища Валерий Викторович Асеев руководит УОР № 1 с 1985 года. Тогда оно еще считалось средней общеобразовательной школой-интернатом № 9 спортивного профиля, куда набирали учеников-спортсменов с 4-го класса.
— Школа существует с 1971 года, но в 1989 году ее реорганизовали в «среднее специальное училище Олимпийского резерва», – поясняет Валерий Викторович. – Посчитав, что ранняя специализация с такой большой нагрузкой вредна для здоровья детей, стали обучать и тренировать ребят только с 8-го класса. К тому же у нас они получают и специальное образование. Окончив училище, могут работать, например, учителями физкультуры в школе.
Основная наша задача – подготовка членов сборной команды страны, поэтому принимаем в результате конкурсного отбора по спортивным результатам: чтобы в художественную гимнастику «поступить», надо быть в юношеской сборной России, в легкую атлетику – призером Москвы. Ищем таланты по стране, затем проводим медицинское обследование подростков, определяем уровень физических возможно­­стей, так называемый функционал, над которым будем работать зав­­тра. У нас есть медицинский центр. Когда идут большие нагрузки, в период сложных тренировок, соревнований, спортсмены проходят тестирование. Наша задача – не лечить, а предупреждать перегрузки и заболевания! Существует витаминизация, дополнительное восстановление, изменение форм питания, разгрузки… Держим здоровье ребят под контролем. К школьным и спортивным занятиям относимся одинаково серьезно: если ребята хотят результата в спорте, должны учиться, иначе отчислим. Тем более что им предоставлены различные формы обучения, с каждым проводится индивидуальная работа. Здесь собраны ребята со всей России. Около 55% москвичей, 12–18%  живут в Московской области, 30–35% – иногородние.
УОР № 1 заслуженно пользуется славой одного из престижных спортивных образовательных заведений. Оно «кует» круглый год спортивные кадры высокой квалификации для сборной России, обеспечивая уникальным кадрам качественную образовательную и профессиональную подготовку.
Среди выпускников – фехтовальщицы Карина Азнавурян, Софья Великая, художницы Яна Батыршина, Ирина Чащина, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, хоккеист Илья Ковальчук, другие спортивные «звезды».
…В перерыве между тренировками преподаватель истории и обществознания Валентина Васильевна Малиновская дает задания ребятам, уезжающим на сборы.
— Такова наша специфика, – поясняет Валентина Васильевна. – Дети часто в разъездах, поэтому они получают задания, консультации по изучаемым темам и сдают зачеты. У нас есть и индивидуальное обучение. Конечно, у детей разные способности и возможности, поэтому им даем разноуровневые задания. Некоторые приехали издалека, порой не очень хорошо говорят по-русски. Необ­­ходима адаптация и к учебе в другом классе, и к жизни в большом городе.
Во время беседы с учительницей ребята в классе сидели тихо, готовясь к зачету. Я попросила симпатичного стройного школьника рассказать о себе. Он вежливо ответил на вопросы, немного волнуясь из-за включенного диктофона:
— Ян Шейкин, отделение «пулевая стрельба». Поступил весной 2006. Почему выбрал училище? В прежней школе спорт с учебой сложно сочетать, а здесь возможно. Родители – «за». Здесь могу совмещать учебу и тренировки. Планирую поступать в Российский государ­­ственный университет физкультуры и спорта, заниматься туризмом. Возможно, получу два высших образования.
В училище существует разделение ребят не только по классам, но и по видам спорта. Учитель – еще и воспитатель отделения. Так, у учителя истории и обществознания Малинов­­ской два юношеских отделения: «водное поло» и «греко-римская борьба».
— Посещаю тренировки, соревнования, иногда дежурю ночами, слежу за порядком, – говорит Валентина Васильевна. – Конечно, бывают трения между деть­­ми. Драк или дедовщины нет, но случаются недоразумения, как в любом коллективе. Стараемся их разрешать. Нагрузка у ребят большая: они завтракают, тренируются, обедают, отдыхают, затем одни тренируются, другие идут на самоподготовку. Но остается время на увлечения.
Чем же занимаются ребята в редкие часы отдыха? Ездят на экскурсии, в музеи, в Оружейную палату, планетарий, отмечают дни рождения, устраивают дискотеки, чаепития, встречи с ветеранами спорта.
Воспитателю надо знать характеры, увлечения учеников, чтобы верно расселить их по комнатам общежития.
— Дети обижать и бить друг друга не будут, – улыбается замдиректора по воспитательной работе, учитель математики Галина Александровна Слепченко. – Но одному к 9 утра на тренировку, а другому к 7, один придет в 10 вечера с занятий, а другой уже спит. Иногда родители просят поселить сына с другом, а сами дети отказываются: «Мы соперники». Вот прекрасно ужились девочки из вольной борьбы и легкой атлетики.
Заместитель директора по учебной работе, учитель химии Ольга Леонидовна Антипова в 1987 году пришла сюда после педагогического института. По ее мнению, школьники изменились за прошедшие годы. У нынешних, – считает Ольга Леонидовна, – менее выражена мотивация к учебе. Хотя в училище ребята дисциплинированные и талантливые.
— У нас учатся 159 учащихся с 8 по 11 класс, 68 студентов. Около 20-ти спортивных отделений. У некоторых детей спорт и учеба идут на «отлично». В прошлом году 50% учащихся закончили училище без троек. Многие выпускники идут в РГУФК, в педагогические вузы на спортивные факультеты, есть поступившие в университет им. Баумана, другие престижные вузы.
Легкоатлетка, хрупкая блондинка с нежно-голубыми глазами Валерия Дмитриева, похоже, уже продумала свою дальнейшую жизнь:
— Я приехала из Владимира в Москву заниматься легкой атлетикой. Бегаю на 200–400 метров. Живу здесь (раньше тренировалась в другой московской спортшколе) с начала учебного года. Нравится все, особенно тренировки. Здесь замечательная атмосфера. Мне повезло: живем в общежитии с девчонками из «настольного тенниса» дружно. Ссориться некогда: ухожу на тренировки и занятия, прихожу – учусь и сплю. Куда буду поступать? То есть, кем хочу быть? Хорошей женой. Если серьезно, постараюсь попасть в РГУФК и стать тренером. А может, пойду в театральный вуз. Говорят, у меня актерские способности.
Кстати, подруга детства автора этих строк была спортивной гимнасткой, училась в спортшколе и обожала школьные уроки, так как… разрешалось сидеть! Уйдя из профессионального спорта, она легко поступила на физический факультет МГУ, благополучно его окончила, вышла замуж, родила прекрасную дочку, и вполне довольна жизнью. Права первая героиня Нина: нет правил успешной жизни, все очень индивидуально, но люди со спортивной закалкой умеют добиваться своих целей.


Фото: Наталья ОКОРОКОВА