Каникулы на «отлично»!

Каникулы на «отлично»!

Каникулы у всех ассоциируются с отдыхом:и у детей, и у взрослых. Но вот что такое хороший отдых – каждый понимает по-своему. Как организовать лето ребенка, чтобы была польза для ума и здоровья, – с этой проблемой сталкиваются многие родители. Особенно это касается тех семей, где дети достигли подросткового возраста. Родители повзрослевших детей иногда с грустью вспоминают, как радовался семейному отдыху их шестилетний или девятилетний малыш. А сейчас …

Родителей обижает…

… что ребенок не хочет больше отдыхать вместе с ними. Причем в большинстве семей это происходит внезапно. — У нас традиция – каждое лето ездить на море, – рассказывает Ольга Федорова. – Ваня всегда радовался этим поездкам. Мы все вместе ходили на пляж и на экскурсии. Когда же после восьмого класса мы стали планировать летний отдых и обсуждать маршрут, он недовольно сказал: «Сколько можно? Одно и то же каждый год. И что я там с вами делать буду?» Так и сказал: «Я с вами». Было обидно. Мы даже поссорились. В итоге он так с нами и не поехал, а провел время с другом в какой-то деревне. Подростки, как известно, хотят независимости и некоторого отделения от «предков». Но родители зачастую с опаской относятся к идее самостоятельного отдыха детей.

Родителей беспокоит…

… что неорганизованный ребенок целыми днями будет предоставлен сам себе. Где гарантия, что его прогулки и развлечения не окажутся опасными, а новые знакомства будут хорошими? Что жаркими летними днями и вечерами в его голову будут приходить исключительно здравые мысли? Их также заботит тот факт, что три месяца – это слишком много для отдыха и перерыв в учебе получается очень большой. До осени ребенок все забудет, и, как следствие, может снизиться успеваемость. А ведь наступают самые ответственные годы учебы. Как можно потратить столько времени впустую? Ведь за эти три месяца можно: как следует позаниматься иностранным языком, восполнить пробелы по физике и химии, сходить, наконец, в профориентационный центр и выявить свои профессиональные наклонности. Да мало ли чего еще интересного … Только почему-то дети совсем не в восторге от таких планов.

Родителей злит…

…вид ничего не делающего ребенка. Ведь они прекрасно понимают, что в современном мире нужны активность и настрой на профессиональные достижения. Поэтому всякий раз, когда они видят свое чадо лежащим не один час перед телевизором, да еще с телефоном в руках, им бывает трудно сдержать раздражение. Но подростки вовсе не считают такое времяпрепровождение бессмысленным. Для девочек пять часов разговора с подругой о том, кто что сказал и почему, – это не безделье, а обсуждение важных жизненных тем. Мальчики, до полуночи играющие в компьютерные игры и перекинувшиеся за это время буквально парой слов, считают, что «отлично провели время». Чего уж говорить об их совместном – мальчиков с девочками – общении? Это – одно из самых важных для подросткового возраста мероприятий.

На пути к компромиссу

Очевидно, что при разногласиях должно быть принято решение, устраивающее обе стороны. Хотя, конечно, вы на правах родителей можете стукнуть кулаком по столу и, сказав: «Мы старше – нам виднее», предъявить свой план летних каникул. Но этот путь заведомо конфликтный, ведь подростки крайне негативно воспринимают давление со стороны взрослых. Чтобы вам легче было пойти на компромисс, вспомните свой подростковый возраст и свои каникулы. Постарайтесь восстановить в памяти все детали, посмотрите свои школьные фотографии, расспросите своих родителей. Взрослым почти всегда кажется, что в школе они были послушными, учились хорошо, слушались маму и папу, а все каникулы читали произведения из программы за следующий год. Наверняка окажется, что делали вы то же самое, что и ваши дети: долго спали, много говорили по телефону, до окончания программ смотрели телевизор и просто гуляли со своими друзьями и подругами. И, наверняка, ваших родителей тоже беспокоили эти вечерние «шатания без дела». Но, скорее всего, именно они запомнились вам как самые романтичные, увлекательные и интересные моменты. Если все это так нравилось вам, почему не может нравиться вашим детям? С другой стороны, предоставление полной свободы так же вредно, как и отсутствие ее. В глубине души все дети понимают, что нуждаются в мудром и чутком руководстве и что на самом деле самостоятельными в полном смысле слова они быть еще не могут. А сопротивление – такая традиция у подростков всех стран и времен. Вы имеете полное право что-то рекомендовать и на чем-то настаивать. Если это не просто проявление силы и родительской власти, ребенок обязательно поймет это.

План действий

Чтобы каникулы доставили радость и удовлетворение всем, подготовку нужно начинать заранее. Например, если родители советуют школьнику позаниматься летом дополнительно, они должны быть хорошо информированными о школьных делах ребенка. Напоминать о каких-то пробелах в учебе нужно очень мягко: «Мария Петровна убеждена, что успехи по физике могли бы быть лучше, но из-за занятий в спортивной школе ты ничего не успеваешь». Это не похоже на приказ, а потому и резкого протеста не вызовет. Более того, ваше сожаление по поводу невозможности успешно сочетать спорт и учебу, возможно, и самого ребенка наведет на мысль: «А не позаниматься ли мне летом?» Высший пилотаж в воспитании – сделать так, чтобы ребенок думал, что решение принимает он сам. В принципе, с подростком возможен вполне взрослый договор: «Давай сделаем так: если успеваемость не изменится, то займемся этими предметами летом». Так у него появится стимул заняться учебой более серьезно. И, главное, опять будет выбор. Также стоит заранее, в самом начале лета, когда кажется, что свободного времени еще очень-очень много, поговорить с ребенком о его собственных планах. Напомните ему о том, что он давно собирался научиться играть в шахматы (или говорить на японском, или узнать живопись эпохи Возрождения), и заметьте, что сейчас – самое время. Ну и между прочим скажите, что трехмесячные каникулы в России – самые длинные в мире. Конечно, вам решать, сколько времени школьник проведет за учебой и сколько будет просто отдыхать. Но важно учитывать особенности характера ребенка, предлагая ему те или иные занятия и определяя их время. Не всех мальчиков привлекают компьютеры, не все девочки мечтают о занятиях в модельной школе. Есть дети, которые, вместо прогулок и поездок, с радостью посидели бы дома в одиночестве с томиком Льва Толстого. Конечно, время от времени и их стоит выводить в свет и пред-лагать какие-то несвойственные им занятия, но слишком настаивать и, тем более, приказывать – все же не стоит.