Почему они не любят школу?

№ 5, 2006
Рубрика: Острый угол
Автор статьи: Яна Хмелевская
Почему они не любят школу?

1 сентября – праздник для первоклассников. По крайней мере, в этом их убеждают родители и новые знакомые – учителя, белые банты девочек и отглаженные брючки мальчиков, пестрые букеты в сверкающей на солнце пленке или шелестящей фольге. Но листок календаря опадет, сентябрь сменится октябрем, цветы очень скоро завянут… А маленький школьник окажется в странной, непривычной, пугающей обстановке, среди незнакомых детей, под надзором строгого учителя, так не похожего на воспитателей из детского сада. Кого-то затянет водоворот новых впечатлений, а кто-то так и останется стоять на берегу, позволяя школьной жизни проходить мимо.

Чем вызвана эта отрешенность, или, как ее обычно называют психологи, — школьная дезадаптация? Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа — это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее — к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное.

Для того, чтобы преодолеть барьер отчуждения, и школьнику, и его родителям придется потрудиться, ведь причины у школьной дезадаптации бывают самыми разными: от недоразумений до серьезных конфликтов.

Ребенок не может наладить отношения с коллективом? Универсальных рецептов здесь нет. «Немодным» можно сменить гардероб, не успевшим попасть в ту или иную «группу заводил» — обзавестись экзотическим хобби. Застенчивого можно научить вести себя раскованно и свободно, если, конечно, эта наклонность не укоренилась слишком глубоко в психике ребенка – тогда без помощи специалиста не обойтись. Вам придется запастись терпением и научиться двум вещам: задавать правильные вопросы и внимательно слушать. Возможно, внимание, которым обделен ваш ребенок – это в первую очередь ваше внимание.

Отдельно следует выделить детей, которые не испытывают трудностей ни с общением, ни с учебой, но учиться не хотят. Зачем? Есть перемены, где можно болтать с друзьями, есть школьный двор с турниками и качелями, а дома ждет обед и любимые мультики, а может, и компьютерная игра. Они не страдают от дезадаптации как таковой. Их проблема – отсутствие мотивации к учебе. Откуда берется эта проблема? К сожалению, чаще всего – из зеркала. Да-да, загляните туда, и вы увидите человека, ответственного за нежелание маленького школьника учиться. Что вы сделали для того, чтобы объяснить ребенку, зачем ему нужно учиться? Если от вас он слышал только реплики вроде «Вот пойдешь в школу, там тебя научат слушаться старших!» — скорее всего, он и не знает, зачем каждый день ходит в кирпичное здание, битком набитое разновозрастными детьми. Объяснить, подтолкнуть, раздуть в ребенке искру любопытства и тяги к знаниям никогда не поздно, для этого нужно только ваше желание и время.

Самая неприятная причина для школьной дезадаптации – конфликт с учителем. Иногда этот конфликт возникает подспудно, из-за неспособности ребенка идентифицировать еще одного взрослого, обозначить для него место в своей жизни. Ведь не секрет, что учитель в младшей школе видит вашего ребенка не реже – если не чаще – чем вы сами. Не путайте своего ребенка! Никогда не пытайтесь ему внушить, что учитель – это «третий родитель», говоря, что его нужно слушаться «как маму» или «как папу». Ребенок воспринимает родителей не только как сильных взрослых, но и как любимых и близких людей. В вашей семье не место посторонним. Иначе через несколько лет вы столкнетесь с неожиданным «А Марья Ивановна сказала так!». Учитель – важная роль в жизни ребенка, но ему нужно дать понять, что у него есть семья и дом, где его любят не за отметки, а просто за то, какой он есть. Ребенку важно чувствовать вашу поддержку особенно тогда, когда у него что-то не получается, ведь это так естественно – искать поддержку в семье! Всегда говорите «мы найдем способ, как подтянуть математику», и никогда – «ты двоечник, ты ничего не понимаешь».

Конечно, всегда может случиться так, что отношения в классе действительно напряжены настолько, что легче попробовать счастья в другом месте, чем «переломать» отношение сплоченной «стаи». И случаи предвзятого отношения к ребенку со стороны учителя редки, но возможны. Главное – вовремя распознать причины «школьной апатии» ребенка. Для этого вам нужно запастись терпением и пониманием. Не такая уж высокая цена за счастливые школьные годы вашего ребенка!