Марш на праздник!

№ 1, 2007
Рубрика: Личный опыт
Автор статьи: Марина ЛЕБЕДЕВА
Марш на праздник!

Эта история вспомнилась мне в связи с тем, что моя дочь-первоклассница ошеломила меня одной новостью: в этом году она отказывается идти на какие-либо елки, в том числе и на школьную, и просит меня не покупать билеты ни в цирк, ни в театр.

Поначалу у меня эта новость вызвала протест. Я стала объяснять ей, что каждый порядочный ребенок обязан в Новый год ходить на елки. Сначала я думала, что дочка рисуется и вскоре передумает, но я ошиблась. Как только я заговаривала о елках, дочка начинала плакать:

— Я так устала от школы! Мне так надоело куда-то ходить! Ну почему я не могу в каникулы посидеть дома и поиграть в свои игрушки! Мне надоели люди! Я хочу побыть одна!

В какой-то момент я опомнилась: что к ней привязываюсь? Действительно, как можно заставить человека праздновать насильно, «под дулом пистолета»? Попыталась разобраться в себе: что меня-то беспокоит в дочкином отказе от праздника? И я поняла. Во-первых, мне самой хотелось сходить на елки. Взрослые застолья мне абсолютно не нужны, а детские праздники я обожаю! Во-вторых, теперь пропадет нарядное платье, из которого дочка вот-вот вырастет. В-третьих, мне неудобно перед родителями нашего класса. Они готовятся к празднику, собирают деньги на подарки, украшают зал для елки, а я откажусь. Не поймут! Кто поверит, что нормальный, здравомыслящий ребенок добровольно отказался идти на елку? Таким образом, возникло много сложностей, а общий вывод такой: праздника лишили меня! У меня ощущение, что дочь меня подвела, а на самом деле она имела на это право! Эх, взрослые, взрослые! Как часто они пытаются «выехать на горбу своих детей», получить удовольствие ценой их мучений!

История, которую я хочу рассказать, случилась в прошлом году в одной из столичных гимназий. Приближались зимние каникулы, которых дети ждали с нетерпением. И вот однажды на уроке учительница второго класса торжественно объявила:

— В каникулы, третьего января, в нашем классе состоится новогодний вечер! Не забудьте пригласить своих родителей!

Дети издали восторженный возглас и радостно захлопали. Наконец-то в школе случится что-то приятное, и не надо бояться двоек, и не надо ничего учить!

— Но, – продолжала учительница, когда аплодисменты затихли, – не хотелось бы, чтобы встреча Нового года превратилась в обычную вечеринку с пирожными, хороводом вокруг елки и Дедом Морозом. Это мы проходили в первом классе. А сейчас вы подросли и вполне способны сами стать волшебниками! Предлагаю устроить Вечер новогодних чудес для ваших родителей!

Дети снова радостно захлопали. Им понравилась эта идея. Дальше учительница начала читать свой сценарий.

— Во-первых, будет конкурс новогодних рисунков. Вы должны сдать рисунки, нарисованные на большом листе гуашью. И это должны быть не просто елки и снег, а что-то особенное, необыкновенное! Сдать их надо в ближайшие три дня, крайний срок – понедельник!

Эта информация уже не вызвала аплодисментов, дети насторожились.

— Во-вторых, каждый из вас должен выучить новогоднее стихотворение и не на уровне детского сада, а большое и хорошее. Сходите в библиотеку! Стихотворение нужно найти и выучить до пятницы, а в пятницу на уроке чтения я всех опрошу! Заданий будет еще много!

Дети, переглянувшись, нехотя открыли дневники и взяли ручки.

— Далее, – продолжала учительница, которая сильно воодушевилась. – У нас состоится новогодний конкурс. Сейчас мы разделим класс на четыре команды по семь человек. Каждая команда должна придумать себе название, девиз и сделать свой флаг. На это уйдет время, поэтому флаги надо сдать к следующей среде! Кроме того, каждая команда должна подготовить танец, песню и спектакль. Новогодний сюжет приветствуется. И это все не просто так: вас будут оценивать! Пять родителей будут сидеть в жюри и поднимать карточки с оценками, как в игре КВН! Победившая команда получит новогодний приз!

Учительница бурно жестикулировала, у нее горели глаза. Когда начались вопросы к учительнице по поводу спектакля, танца и песни, педагог стала отмахиваться:

— Сами, сами! Я вам не помощник! Иначе какие же вы волшебники?

И вот снова потекли будни, конец второй четверти. Заданий было еще больше, чем обычно, по всем предметам проводились контрольные, кому-то надо было исправить свои оценки. Однако к этому добавился ряд еще более сложных заданий. Картину, разумеется, за пятнадцать минут не нарисуешь, да и не все умеют рисовать, тем более что-то необыкновенное! Мамам пришлось взяться за кисточки, чтобы не подвести своих уставших детей.

Пока восьмилетняя Юля трудилась над огромным английским текстом, ее мама в поте лица перерисовывала картинку с открытки на большой лист. Ей пришлось просидеть за этим занятием до двух ночи, потому что если Юля завтра не сдаст картинку, то уже из опыта известно, что учительница «спустит на нее всех собак».

С танцами и с песней ситуация была еще хуже. Во-первых, нужно было где-то собрать семерых детей из команды вместе, то есть кто-то должен был пригласить всех в свою квартиру. Но это еще не главная сложность. Среди родителей не оказалось специалистов ни в танцах, ни в пении. Нужно было срочно где-то доставать «хормейстера» и «балетмейстера», хотя бы плохоньких. Поставить спектакль по книжке тоже оказалось проблематично: надо было рассказ преобразить в сценарий. В общем, на бедных родителей навалилось столько хлопот, что, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать! Тогда уже делегация родителей пошла к учительнице с просьбой о помощи. Может быть, им предоставят хотя бы зал и преподавателя музыки? Они заплатят! Но учительница оказалась непреклонной:

— Мы с детьми договорились, что это их дело, а не мое! Они сами хотели сделать для меня сюрприз, поэтому я обещала ни во что не вмешиваться!

Родители знали, что по поводу сюрприза учительница явно преувеличивает. Однажды дети вернулись из школы в слезах. На переменах учительница вызывала каждую команду к себе в учительскую, ставила к стенке и заставляла наизусть рассказывать текст спектакля в ролях. Если кто-то не был готов или запинался, она кричала, угрожала. Девочка, забывшая текст, от страха едва не упала в обморок. Дома она умоляла свою маму, работавшую детским врачом: «Напиши мне, пожалуйста, справку, что я освобождена от праздника по состоянию здоровья!» Танец надо было сдать к следующему понедельнику, и у детей уже заранее подкашивались ноги от страха.

Родители задавали себе вопрос: «Кому все это надо?» Детям? Но они постоянно плачут. Родителям? Тогда почему их удивляют ценой их же здоровья?! Учительнице? Может быть, она таким образом хочет поднять свой рейтинг и пригласила на праздник директора и других почетных гостей?

Последней каплей стал скандал с песней. Дети выучили песню «Маленькой елочке холодно зимой», и учительница с руганью выгнала их с репетиции.

— Вы что, в детский сад пришли? Вы ученики второго класса! Чтобы завтра мне сдали нормальную песню, соответствующую возрасту!

Учительница хотела, чтобы дети приготовили ей сюрприз, и сюрприз удался. Третьего января в пять часов для ребят был приготовлен зал. Стояла огромная елка, сцена была украшена гирляндами и шарами, почетные гости сидели на своих местах в ожидании чуда. Но чуда они так и не дождались. Зал как был пустым, так пустым и остался до конца вечера. Никто не пришел: ни родители, ни дети.

Правда, с некоторым опозданием, прижимаясь к стеночке, вошли три нарядных ребенка, у которых оказались самые крепкие нервы. И это все. Конечно, провести намеченное мероприятие с участием только троих детей было невозможно, поэтому им включили музыку и дали возможность вдоволь порезвиться около елки. Учительница горько рыдала у дверей зала, директор и почетные гости ее успокаивали, а трое самых храбрых детей неплохо провели время.

Праздник – это не только удовольствие, но и большая нагрузка: физическая и моральная. Появляются обязанности по подготовке помещения, приготовлению еды, костюмов, а то и целых концертных номеров. Важно, чтобы удовольствие от праздника было таким, чтобы все затраты окупились. Если же мучения при подготовке будут превышать ожидаемое удовольствие, может произойти то, что произошло в рассказанной мной истории.

Не все дети, да и взрослые тоже, в равной степени любят праздники. Кто-то без них жить не может и считает дни от праздника до праздника, поэтому подготовка им доставляет огромное удовольствие. Но есть и другие люди, которые относятся к праздникам весьма прохладно. Шумные вечеринки их больше утомляют, чем радуют, да и к выступлениям у них нет никакой тяги.

Что касается Нового года, то каждый вправе выбрать сам, как он будет его отмечать: с компанией или в тихой домашней обстановке, дома или в путешествии. И не хотелось бы, чтобы одни люди совершали над другими «праздничное насилие», заставляя всех подчиняться своему, пусть даже самому зажигательному сценарию.

Рисунки Владимира САХНОВА