Идеальная школьная команда

№ 9, 2007
Рубрика: Гость номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Идеальная школьная команда

«Математика подвластна всем»


Мехед Учитель года 2007 — Я не знаю детей, не способных к математике! – заявляет Анна Мехед, победитель в номинация «Интеллект и эрудиция», лучший учитель Москвы в 2007 году.
— Бывает, что-то упущено в начальной или средней школе. А изучение идет по­­ступательно, поэтому любой пробел в знаниях приводит к тому, что проблемы нарастают, как снежный ком. В изучении математики есть три этапа: они совпадают с начальной, средней и старшей школой.
Начальная школа в первую очередь учит дисциплине и аккуратности. Так, учитель моей дочки на протяжении всего первого класса педантично исправлял ей черточки на цифре «7»: она их наискось писала, а он настаивал на том, чтобы было ровно поперек. Теперь она уже автоматически все правила написания дотошно соблюдает.
Средняя школа доводит вычислительные навыки до автоматизма и учит математическому языку. На этом этапе ребенок должен освоить все специальные термины и понятия. То есть, например, символы (a – b)2 нужно произносить как «квадрат разности двух чисел». Иначе в старших классах ученик просто не поймет смысл того, что у него спрашивают.
Трудности в старшей школе связаны, в основном, с самоопределением ученика: подросток объявляет себя гуманитарием и думает, что математика ему в жизни не понадобится. И, конечно, ошибается: математика окружает нас на протяжении всей жизни.
А родителям хотелось бы посоветовать не лишать детей самостоятельности: не нужно с ними делать уроки! Объяснять, если что-то непонятно, нужно. Не можете сами объяснить? В каждой школе по каждому предмету проводятся консультационные часы – государство их оплачивает именно для того, чтобы дети могли вместе с педагогом разобраться в том, что вызвало трудности на уроке.

«Оценки – это не главное!»


Учитель года Москва — Традиционное представление о школьном предмете «История» как о заучивании дат является ошибочным, – утверждает Павел Панкин, победитель в номинации «Традиции и современность». – Ведь чтобы уточнить, когда именно и что произошло, достаточно заглянуть в справочник. Смысл изучения истории – в постижении связи событий.
Хочется посоветовать родителям не зацикливаться на оценках. Тем более, что со­­временная школьная программа по истории плохо соотносится с экзаменационными заданиями в вузах. Поэтому помните: помимо школьных уроков, существует множество увлекательных книг по истории. А также замечательные исторические кружки (например, в Историческом музее), циклы лекций (в Бородинской панораме, например, их читают) и тому подобное. Кстати, самостоятельность – это надежное условие для большинства жизненных успехов. И для осмысления истории
в том числе.

«Правила нужно учить!»


Лучший учитель — То, что современные дети поголовно безграмотны – иллюзия, рожденная отчасти молодежной модой, – рассказывает Галина Нефедова, победитель в номинации «Педагогический поиск». – На­­пример, нарочито безграмотный язык «эсэмэсок» помогает ребятам преодолеть психологический барьер в общении, а также замаскировать реальные орфографические ошибки. А вот что делать, чтобы их никогда не допускать?
Во-первых, с детства развивать фонематический слух. В этом поможет, например, привычная иг-ра в слова (ракетА – АрбуЗ – ЗаяЦ – ЦаплЯ…).
Во-вторых, все-таки нужно учить правила.
В-третьих, должна быть практика письма. Можно устраивать домашние диктанты, использовать сборники заданий для самостоятельных занятий (выбирайте те, что с «ключами»: родители должны быть уверены в правильности написания).
Полезная привычка – заглядывать в словарь. Информация о происхождении слов часто помогает понять, как их грамотно написать. Например, «стОлица» – это город, в котором находится царский «престОл», и тому подобное.
Компьютер подчеркнул слово с ошибкой? Значит, нужно заглянуть в справку, где указан правильный вариант написания.
Как приучить детей к чтению? Обычно срабатывает старый прием «забытой» книги: мама или папа взяли ее перечитать, а потом оставили на видном месте. Ребенок наверняка заинтересуется: что же там такое интересное написано?
Кстати, после 15–20 минут чтения полезно отложить книжку на 2–3 минуты: так и новая информация лучше усваивается, и глаза не устают.

«Английский – это просто!»

Учитель года 2007 Так считает Юлия Мукосеева, победитель в номинации «Вдохновение и артистизм». Нужно только запомнить несколько правил.
Правило № 1: «Верьте, что все получится».
Сложный язык не мог стать языком международного общения: люди ленивы по природе.
Совет родителям: не запугивайте детей страшилками о наличии в английском языке артиклей, страдательного залога, перфектного герундия.
Правило № 2: «Язык – как девушка: не ухаживаешь – уходит».
Заниматься иностранным языком нужно каждый день, в крайнем случае, 3–4 раза в неделю. А еще, слушая записи любимой группы, попробуйте понять содержание песни, просматривая фильм, отключите ненадолго русский перевод.
Совет родителям: отдыхая за границей, призывайте ребенка использовать иностранный язык. Пусть он сам закажет еду в ресторане, спросит, как пройти к музею. Именно так мой 11-летний сын начал свободно общаться на английском.
Правило № 3: «Зубрить? Но с умом».
Совет родителям: сделайте карточки из плотной бумаги. На одной стороне напишите слово на английском языке, на другой – на русском. Просматривая карточки 2–3 раза в день (при необходимости подглядывая на обратную сторону), ребенок сможет запомнить достаточно большое количество слов. Способ древний, как мир, но эффективный.

«Информатика – компас в океане информации»


— Задача предмета «Информатика» в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в потоках информации, – говорит Ольга Макарова, победитель в номинации «Учитель-исследователь». – Но при работе с компьютером важно соблюдать определенные меры предосторожности. Желательно во время работы каждые 15 минут делать 5-минутные перерывы. Центр монитора должен располагаться на 15 см ниже уровня глаз. Сам экран должен всегда быть чистым от пыли. А после работы за компьютером желательно умыться прохладной водой.
И нет науки интереснее физики – ведь она изучает те явления, которые нас окружают. Сегодня педагоги вынуждены сводить предмет, в основном, к теории, но ведь физику нужно учить на конкретных примерах! Можно сходить на экскурсию в Политехнический музей или в Музей открытого образования, где демонстрируют увлекательные физические опыты.