Ефим Рачевский:«Современные родители уже поняли, что инвестиции в образование детей – самые разумные и перспективные»

№ 7, 2007
Рубрика: Гость номера
Автор статьи: Мария ТРОФИМОВА
Ефим Рачевский:«Современные родители уже поняли, что инвестиции в образование детей – самые разумные и перспективные»

В вестибюле Центра образования № 548 «Царицыно» большая часть стен увешена дипломами и грамотами – одну из старейших школ страны регулярно награждают за педагогические успехи. А в прошлом году она стала абсолютным победителем в конкурсе «Лучшие школы России».
Между тем, директор ЦО № 548 заслуженный учитель России Ефим Лазаревич Рачевский утверждает: «Я много езжу по стране и убежден, что из примерно 60 тысяч российских школ на титул «лучшая» могут претендовать как минимум полторы сотни».


— Если бы Вашему ребенку предстояло идти в первый класс, по каким признакам Вы бы выбирали для него школу?
— Главное в хорошей школе – степень ее комфортности и безопасности для учеников.
Если я вхожу в школу, и охранник не спрашивает, к кому именно я пришел, в такую школу я ребенка не отдам.
Если в школьных коридорах пахнет хлоркой или щами, да еще и туалеты дрянные – ребенка не доверю. В чем связь? Очень просто: раз в воздухе витают по­­сторонние запахи, значит, вентиляция не работает. А директор принюхался и внимания не обращает. Такой директор, скорее всего, и на многое другое не обращает внимания. Кстати, мне доводилось бывать в очень бедных школах, где было очень чисто и посторонние запахи отсут­­ствовали.
Следующий шаг – выяснить, есть ли у школы свой сайт в Интернете. Обычно на форумах пишут об учебном заведении всю правду. Хотя если за неделю там побывали менее 10 участников, тогда брать его во внимание не стоит – это мертвый форум.
Еще из внешних признаков того, что школа приличная, – успешность сдачи ЕГЭ (результаты по всем школам можно посмотреть на сайте ege.ru) и то, что сюда возят детей из других районов.
А на что сегодня не стоит обращать внимания – так это на количество выпускников, поступивших в вузы – у нас ведь теперь страна всеобщего высшего образования.
— В одном из своих интервью Вы сказали, что «без стресса нет прогресса». Но как определить его допустимую меру?
— Это не мои слова: я проци­­тировал нашего с вами гениального современника, доктора педагогических наук Евгения Ямбурга. Стресс сопровождает процесс обучения, и он действительно необходим. Например, старшеклассники раз в полугодие сдают зачеты – это стресс. Но именно он вынуждает их организоваться, возможно, пересмотреть свой режим дня и т.д.
А что касается меры… здесь важно, каковы причины стресса. Бывает, в школе к ученику несправедливы, а родители, не вникая в ситуацию, поддерживают школу. Семья должна защищать ребенка. Помните, у Тургенева Базаров говорит: «Она мать, она права»? Я с этим согласен. Иначе стресс зашкаливает, и ребенок пытается от него уйти: в болезнь, например. Или – как крайнее проявление – уход из школы.
— Через два месяца новые первоклассники сядут за парты в Вашей школе. Насколько хорошо они должны читать, писать, считать?
— Обычно к 1 классу все де­­ти и читают, и считают. Но многих из них заставляли этому учиться: дескать, если не умеешь считать до миллиона, тебя в школу не возьмут! И ребенок думает: «Что же это за место такое ужасное – школа?!» И заранее испытывает отвращение к учебе.
У нас работает система дошкольной подготовки, но там занятия проводят логопеды, психологи. Дети рисуют, поют, осваивают легкий разговорный английский. А критериев готовности к школе лишь три. Во-первых, нормальное состояние здоровья. Во-вторых, способность ребенка жить в заданных условиях. То есть он должен понимать, что урок длится 35 минут, поэтому через 15 минут после его начала нельзя попроситься к маме. Или, если ему посреди урока захочется съесть бутерброд, придется дотерпеть до перемены. И так далее. Третий критерий – здоровье психологическое, то есть отсутствие противопоказаний для учебы в массовой школе. Только это проверяют на собеседовании.
У нас недавно был случай: мальчика на собеседовании спросили, сколько ног у коровы. А он не захотел отвечать. Расстроенная мама потом у него допытывалась: «Почему, Илюша?» А он ей и говорит: «А что, учительница сама не знает, сколько ног у коровы?» Этот ребенок к учебе готов вполне. А если бы он сказал, что ног 5, то им заинтересовались бы психологи: может, к нам в школу поступает гений?
— Больная тема – школа и деньги. Может школа обойтись без родительского кошелька?
— По моему опыту, отторжение вызывают только те просьбы сдать деньги, когда родителям непонятно, за что они платят. Или когда не согласны с целевыми установками.
Но все признают: хорошо, что ребенок в школе пьет качественную питьевую воду. Что детям полезно 2–3 раза в полугодие сходить с классом в музей или в театр. Или что выгодно скинуться на покупку школьно-письменных принадлежностей: ведь купленные оптом, они обойдутся на треть дешевле.
А вот сбор денег на выпуск­­ные вечера в 4 и в 9 классах, как
и сами эти вечера, я отменил приказом: выпускной бывает только раз – после одиннадцато­­го класса.
— Какими, на Ваш взгляд, должны быть «правильные» родители?
— Большинство современных родителей уже начали осознавать, что инвестиции в образование детей – самые разумные и перспективные. Это и есть «правильные» родители. А если они еще и находят время поучаствовать в школьных делах, мы их награждаем медалью «За содействие образованию в школе № 548». Между прочим, выяснилось, что они этой наградой гордятся, и некоторые ее даже у себя в офисах на видном месте устанавливают!
— Что в системе современного образования Вам не нравится?
— Миф о том, что школа является угрозой здоровью детей из–за их чрезмерной загруженности. Наши ученики загружены меньше, чем, скажем, их ровесники из развитых европейских стран. Другое дело, что нужно менять систему образования, при которой все строится на том, чтобы ученик получил информацию, заучил ее и пересказал. А потом взялся за новую.
Мы проводили опросы старшеклассников и выяснили, что для них лекции – самая ненавистная форма обучения. Современные технологии позволяют им самостоятельно получать информацию из различных источников. Поэтому задача педагога – научить их методам получения необходимых знаний, то есть технологии учебного труда: как оптимально читать тот или иной текст, как делать конспекты и т.п. Мы с 7 класса учим этому своих детей.
— А почему у Вас в холлах вместо традиционных банкеток – скамейки из обычных бревен?
— Да ни одна нормальная банкетка не выдерживает энергии учеников на переменах. А эти скамейки смастерили из «жертв» урагана 1998 года – с тех самых пор все еще целы! Их польза еще и в том, что на них можно свои эмоции выплеснуть. Видели, на одном из бревен кто-то выцарапал: «Женя – дура»?
Перемены ведь для того и существуют, чтобы спускать пар.
А то ученики на уроках просто взорвутся!
Фото: Михаил БАЖИН