Я обещаю тебя защитить…

№ 2, 2007
Рубрика: Личный опыт
Автор статьи: Марина ЛЕБЕДЕВА
Я обещаю тебя защитить…

Учительница решила проверить у первоклассников знания по математике. Она раздала им листочки с заданиями, и вдруг мальчик Алеша, сидевший рядом с моей Викой, потерял сознание. Ребята сбегали за медсе­­строй, учительница позвонила бабушке Алеши. Мальчику оказали помощь и отправили домой. Вика очень переживала из-за этого случая.
— Может, он внезапно заболел? – предположила я, когда мы с Викой шли домой.
— Он испугался, что получит двойку, – ответила Вика.
Я уже знала, что в первом классе, в первом полугодии учительница ставила детям оценки, в том числе и двойки. При этом она зачитывала оценки вслух, и если кто-то получал «два», она кричала на него, бурно комментируя его ошибки. Я это не одобряла, считала грубым нарушением, но никому ничего не говорила, потому что Вика-то получала пятерки! «У каждого ребенка есть родители, которые его защитят!» – думала я. Но, к сожалению, мои выводы оказались ошибочными, и случай с Алешей подтвердил это. Увы, не все родители защищают своих детей, некоторые дейст­­вуют прямо противоположно.
Вика рассказала, что Алеша за прошлую контрольную получил «два». Когда он увидел задание новой контрольной, ему сразу стало ясно, что он не справится, и… обморок прямо за партой! Учительница оказала ему посильную помощь, собрала его портфель, отнесла в медицинский кабинет и поставила «два» за контрольную! Поставила «два» первокласснику, который во время контрольной находился без сознания!
Я была возмущена этим случаем и решила написать статью о том, какими бессердечными бывают учителя начальных классов. Но вскоре мне пришлось сменить тему, и вот почему. Поговорив с родителями первоклассников, я поняла: корень зла не в учительнице. Она просто расслабилась, поскольку уверена в своей безнаказанности. Жестокость учительницы меркнет на фоне жестоко­­сти некоторых родителей, которые не только не защищают детей, но и всячески поощряют агрессивное поведение учительницы: «Правильно! Так им и надо!»
Я поговорила с бабушкой Алеши. Я думала, она возмущена действиями учительницы, поставившей двойку больному ребенку, но не тут-то было! «Ничего, оклемается! – презрительно сказала бабушка про внука. – Я ему сказала, что если он еще раз получит «два», я выкину из дома его компьютер!» Дальше выяснилось, что бабушка вообще озлоблена на всех детей. Я сообщила ей последнюю новость: «Вика говорила, что вчера учительница не пустила весь класс на две перемены подряд, потому что какой-то мальчик шумел. По-моему, это неправильно!» «Правильно! – возразила бабушка Алеши. – Я бы их вообще на перемены не пускала! Носятся, как угорелые, орут. А есть там такие девочки, что вообще кошмар! Представляете, на перемене звонят по мобильному телефону! Безобразие!» Бабушка кипела от злости. «И еще там есть одна девчонка, так та, вообще, шибко грамотная». «Шибко грамотная» – это, с точки зрения бабушки Алеши, большой недостаток.
В конце нашего разговора бабушка Алеши косо посмотрела на меня, как будто что-то заподозрила: «А вы ведь мама Вики, да? Значит, ваша дочь тоже шибко грамотная!» После этого бабушка резко со мной распрощалась и ушла. Я поняла, почему ее раздражают «шибко грамотные» дети. «Шибко грамотными» она называет независимых, умных детей, которые способны возражать взрослым.
Я была на родительском собрании. Учительница жаловалась на некоторых ребят: дети подвижные, балуются на переменах, играют на уроках. Но меня поразила реакция родителей: «В угол их!» Больше всего кричала бабушка Алеши: «Ставьте его в угол как можно чаще!» Учительница призналась: «Я на них иногда кричу!» И одна из мам тут же ее похвалила: «Правильно! Так и надо!» Я вдруг представила, что может чувствовать в этом случае ребенок. Кому он пожалуется, кого обнимет, у кого на груди поплачет? Он ведь переживает не меньше, чем взрослые! Выходит, он должен замкнуться в себе и держать оборону сразу с двух сторон: от родителей и от учителя! Но выдержит ли? Учителя – это ерунда, они приходят и уходят, но родители! Как они могут с ним так поступать? С этого момента родители навсегда могут стать для него чужими людьми и пусть потом не удивляются, что взрослый сын или дочь не навещает их и не дает им внуков.
Я занимаю другую позицию: быть всегда на стороне ребенка. То, что дочке нужна моя помощь и защита, что ее нельзя бросать на произвол судьбы, я поняла уже в конце сентября. Вика приходила из школы грустная, по ночам плакала. Мне она ничего не рассказывала. Первый класс только начался, а школа уже вызывала у дочки одни отрицательные эмоции. Однажды я сказала Вике: «Я обещаю тебя защитить. Я смогу. Но ты должна рассказывать мне все, и говорить только правду. Мы должны быть справедливы к другим людям, нельзя наговаривать на них лишнего! А теперь рассказывай, кто тебя обидел?» И тогда Вика рассказала мне, что с ней случилось. Было холодно в классе, и учительница заставила всех во время урока надеть куртки. Вика отказывалась, в результате учительница надела на нее куртку едва ли не насильно. Учительницу очень разозлило то, что маленькая девочка осмелилась с ней спорить. Вика плакала, ей было жарко в куртке. Потом учительница устроила контрольную работу, раздала ребятам листочки с заданиями. Вике листочек она демонстративно не дала. Когда Вика подняла руку и сказала: «Вы мне не дали задание!» – учительница злобно ответила: «А я не хочу тебе давать задание!» Все ребята решали задачи, а Вика сидела без дела. За десять минут до окончания контрольной учительница все же дала Вике задание. Она, видимо, рассчитывала, что Вика не успеет его сделать и получит плохую оценку, но Вика все сделала на пятерку!
На следующее утро я поговорила с учительницей. Я показала, что я знаю все, что случилось – все до мельчайших подробностей. Это подействовало: учительница поняла, что она под контролем родителей, что никто ей не дает над детьми абсолютной власти. Больше такого не повторялось. Еще я просила учительницу не кричать на Вику. Она обиделась, со мной до сих пор не здоровается, но… на Вику больше не кричит. На других детей кричит, а на Вику нет, Вика довольна! Алешу ж, которого бабушка просит регулярно ставить в угол, учительница действительно с этого момента начала постоянно ставить в угол. А почему бы и нет, если ей разрешила бабушка?
Что теперь Вика думает о школе? Вике в школе хорошо. Глаза у Вики сияют, она учится с интересом, не ждет никакого подвоха. Ей комфортно, она знает, что справедливость восторжествует. Да, может быть, в какие-то моменты и Вика ведет себя неправильно, но ее ошибки разбираю с ней я сама и делаю это деликатно! На растерзание чужому человеку я Вику не отдам никогда! Но все же кое-что в школе Вику очень сильно огорчает. Однажды Вика сказала: «Как жаль, что мы не можем защитить Алешу! Ах, если бы я была взрослой! Зато когда мой братик пойдет в первый класс, я буду уже большой и смогу его защитить!»
Когда мы с мужем обсуждали школьные проблемы Вики, мой муж Евгений сказал:
— А когда мы учились, я даже не знал, что у детей есть какие-то права. Раньше каждый учитель мог писать в дневнике все, что угодно, и родители всему верили. Никто не проверял, правду учителя пишут или нет.
В душе мужа до сих пор живет обида на школу. Он сейчас работает ведущим инженером, но он хорошо помнит ту учительницу, из-за прихоти которой его не взяли в девятый класс. А я очень хотела бы, чтобы мои дети Вика и Володя окончили школу без ка-ких-либо обид, и чтобы воспоминания о школьных годах у них остались самые светлые и приятные! И поэтому я отстаиваю их права. Это, конечно, не значит, что я всех учителей считаю врагами. Есть много учителей, которыми можно только восхищаться, которые заслуживают огромного уважения. И у нас есть такая учительница – учительница труда и рисования. С удовольствием бы посвятила всю статью ей, но поговорить о родителях-предателях, я думаю, будет полезнее.
Почему родители предают своих детей? Почему активно поддакивают учительнице, которая ругает их ребенка, и сами своего ребенка ругают еще больше? Чтобы угодить учительнице? Но учительнице угождают, чтобы ребенку было лучше. А у них получается все наоборот.
Я нахожу две причины такого поведения родителей. Во-первых, ощущение собственной некомпетентности в педагогике. Такие родители считают: «Учительница – специалист, она смотрит на детей объективно, поэтому нет смысла с ней спорить. Если специалист говорит, что ребенок ведет себя плохо, значит, так оно и есть». Вторая причина – элементарная лень. «Я сдал ребенка в школу, пусть там и воспитывают. Пусть ставят в угол, делают, что хотят, только меня пусть не трогают!» И дай Бог, чтобы учительница оказалась хорошей. А если нет, если учительница нервная и переносит на ребенка собственные проблемы? Тогда кто защитит ребенка? Выходит, никто!
Дело, собственно, не в том, кто прав: родитель или учитель. Дело в том, что ребенок нуждается в близком человеке, который любит его независимо ни от чего и способен уделить внимание лично ему, а не всему классу, который готов его выслушать и принять его точку зрения. Да, родители могут быть необъективными к своему ребенку, но на то они и родители, а не посторонние люди.
Я подумала, правильный ли выбор делают родители, которые принимают в конфликте сторону учителя? Учитель сейчас есть, а завтра его нет, а с детьми им жить. Это же очевидно, что, предавая своего ребенка, ты рубишь сук, на котором сидишь. Некоторые думают, что ребенок все забудет. Ничего подобного! У детей память хорошая, и предательства они не прощают.

Рисунки: Владимир САХНОВ