Московская школа № 874

№ 8, 2006
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Александр КАСАТОВ

В Очакове все в порядке с учебой, дисциплиной и… футболом

Всемирная организация здравоохранения сегодня советует в формировании и сохранении здоровья человека переходить от «защитнооборонительной» к активной социально-конструктивной позиции. И в России с недавнего времени наряду с другими действуют приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение».

И вот надо же, в столичной школе № 874 удалось увязать все три глобальных программы. За это в прошлом году она получила статус «Школы здоровья».

Райончик, я вам скажу!

Когда мы въехали в район Очаково, где располагается школа № 874, то подумали, что заблудились. Начались такие промышленные пейзажи, что казалось: человеческой цивилизации конец. И вдруг – школа. Ее белые-белые стены и не исписаны, но и не свежепокрашены. Значит – не пишут! Но одна стена – почему-то грязносерая.

— Чтобы били мячом футболисты и теннисисты, – говорит Николай Юрьевич Кокорин, директор школы. – Все равно будут бить, и белую – испачкают, так пусть сразу будет, какая надо. Но это же Россия! – сокрушается он. – Даже чтобы стену не красить, нужно было получать разрешение начальств.

По всему периметру школьного забора тянется какой-то загадочный палисадник.

— А припаркованные машины нам все время гнули забор. Нас руководство критиковало. Лучше дайте денег, – сказал я им, – мы сделаем еще одно «кольцо обороны». Сделали. Теперь к забору не подъедешь.

Капли Кокорина

Вот так все тут давалось: уговорами и хитростью, смекалкой и нахрапом. Когда Кокорин сюда пришел пять лет назад, школа была в жутком состоянии. Здание облупленное, даже простенького стадиона не было (где вы, строительные нормативы?), все было в запустении, никому не нужное, учителя работали спустя рукава. И отношение к школе у окружающих, и взрослых и детей, было соответствующее. На территории школы ночевали бомжи, садик облюбовали алкаши.

Есть такая пословица: «Капля по капле и камень долбит». Знает ее Николай Кокорин или нет, но он ей следует. Начал он с того, что стал подбирать учителей. Повышал требования, заставлял работать так, как надо, а всего-то и требовал от педагогов: быть педагогами, а не «отбывать номер». Кто-то не выдерживал, уходил. Но постепенно подтягивались люди, которые хотели и умели работать.

— Мы все думали, с чего начать, – рассказывает Николай Кокорин. – Чем и как оттянуть детей от влияния улицы в таком районе, где чуть ли не каждый третий мальчик и девочка или без отца, или растут в неблагополучной семье? Понятно, что углубленного изучения литературы здесь не получится.

Давайте, мы просто приведем несколько штрихов из жизни Кокорина, и вы сами скажете, что они придумали. До этого Николай Кокорин директорствовал в ПТУ и школе. По обычной советской традиции его ставили на слабые места, он там налаживал дело, и его «бросали» в следующий прорыв. Был у него и серьезный опыт работы в органах прокуратуры. А еще (внимание!) в молодости он играл в футбол и хоккей с мячом в иркутском «Локомотиве». Он и сегодня в свой «полтинник с небольшим» играет в разных футбольных командах: префектурских, районных, по линии органов образования.

— Спасет тут спорт. Конкретно – футбол, – решил три года назад бывший футболист Николай Кокорин.

Школа превращается в… школу

На бывшей свалке на задворках школы, там, где местный сброд вел дегустацию дешевых спиртосодержащих жидкостей, теперь построены спортивные сооружения: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, хоккейная коробка, полоса препятствий, детский городок, подведено освещение. С этого началось. А закончилось… «Школой здоровья».

В Западном административном округе таких уже шесть. Но если другие – относительно новые, с уже готовыми залами и стадионами, в 874й, которая стала «Школой здоровья» в декабре прошлого года, все далось с неимоверным трудом, с нуля.

В отличие от обычной школы, сегодня здесь есть дополнительная ставка специалиста по здоровьесберегающим технологиям, следящего за согласованием всех мероприятий в этом направлении, есть стоматологический кабинет, занятия лечебной физкультурой, которые, кстати, ведет квалифицированный работник из врачебно-физкультурного диспансера.

Век учись

Верными союзниками директора во всех начинаниях стали многие учителя. Вот Александр Васильевич Васильев, преподаватель физкультуры. Тоже в молодости играл в футбол в хороших командах, потом после армии окончил Московский государственный пединститут и получил диплом учителя истории.

— Но меня спорт тянул. Вот уже восемь лет я преподаю физкультуру. Конечно, график напряженный. Ведь первое занятие у ребят в 7 утра, потом учеба, а потом еще одна тренировка.

И Кокорин, и Васильев, – вполне шукшинские персонажи, хоть и абсолютно разные по темпераменту, но одинаково вдумчивые. И не случайно оба они сегодня – студенты-вечерники, учатся три раза в неделю в Московском институте открытого образования. Будут получать дипломы учителя физкультуры. Хотя, кажется, им его уже можно было бы дать, так сказать, по совокупности полученных результатов.

— Мы там самые старые, – смеется Кокорин, – а директоров вообще нет. Я один такой.

В футбол в школе разве что уборщицы не играют. Но не только футболом, баскетболом, волейболом, не одним спортом живет школа. Есть победители и призеры окружных и городских олимпиад по математике и географии, биологии и русскому языку. Вообще постепенно школа превращается в серьезный центр работы с детьми района. Не случайно она признана лидером в выполнении постановления Правительства Москвы № 516 по культурно-досуговой деятельности в урочное и внеурочное время.

Но футбол среди всего – в лидерах. И не только у мальчишек, но и у девчонок. И те, и другие – лучшие у себя в районе, ребята еще и победители окружных соревнований. Но самое большое достижение школы – чемпион России 2004 и 2005 годов, чемпион Европы 2006 года Сергей Морозов, который в этом году заканчивает школу.

Я сначала хотел было поговорить с каким-нибудь школьником или школьницей. А потом передумал. Ведь футбол – командная игра. А раз у команд есть результат, значит, все идет в правильном направлении.

— Они все у нас хорошие: ребята и девочки, просто с ними раньше никто толком не занимался, никому они не были нужны, в том числе и некоторым родителям. А если к ним – с душой, так они свои души раскроют.

Так что есть в школе еще одна команда, от мастерства и настроя которой зависит вся школьная жизнь. Это педагогический коллектив. А о том, что в школе интересно работать, говорит тот факт, что свободных вакансий на сегодня нет. А те, которые работают, с увлечением участвуют в конкурсах «Учитель года», «Молодые – молодым», «Самый классный классный».

Около входа в школу мы встретились со зрелого возраста учительницей.

— Наш золотой фонд, – сказал Кокорин.

— Так вы тоже футболом занимаетесь? – попытался пошутить ваш корреспондент.

— Нет, у нас, учителей, своя группа здоровья, нам шейпинг нравится.

А действительно, подумалось, вот это и есть настоящая школа здоровья – когда все этим увлечены: и ученики с первого до 11 класса, и учителя, и директор.

Очаковец

Мне все хотелось както проверить то, что я узнал, увидел, услышал. Уж больно хорошо все в таком сложном районе.

И вот удача. Разговорив случайного водителя, подвозившего нас к метро из этих индустриальных джунглей, я узнал, что вокруг школы действительно идет реальная жизнь.

— Мы сюда приходим в выходные играть в футбол, – рассказывал простой очаковский мужичок. – Собирается команд пять, а то и десять. Больше в нашем микрорайоне никакого другого клуба, стадиона нет. Особенно хорошо стало в последние года три. Они площадочки сделали – будьте любезны. Сразу видно – с пониманием люди. И, главное, на лето оставляют сетку на воротах и на баскетбольных кольцах, вот мы и играем. Правильные люди. Спасибо им.

Фото: Наталья ОКОРОКОВА