Поговорим о личном

№ 5, 2007
Рубрика: Ситуация
Поговорим о личном

Неверно было бы считать, что дневниками увлекаются исключительно подрост­­ки. Потребность в ведении дневниковых записей зависит скорее от типа личности, особенностей характера и жизненных обстоятельств. Но именно у подростков складывается такая личностная и социальная ситуация, когда возникает желание доверить свои чувства и мысли бумаге.

«Дневник – мое единственное убежище, где никто и ничто меня не стесняет, где я могу говорить свободно все, что думаю, и не бояться, что кто-то этого не поймет», – говорит шестнадцатилетняя школьница Вера.

Личный дневник выполняет несколько функций:

  1. Снятие эмоционального напряжения
  2. Проговоренная проблема кажется уже не такой страшной и не такой значительной. Выраженная на бумаге, она теряет часть эмоционального заряда и, следовательно, перестает восприниматься слишком болезненно.

    Одна из особенностей подросткового возраста – потребность в познании самого себя. Записывая свои чувства и мысли, а потом перечитывая дневниковые записи, ребенок начинает понимать логику своих чувств и поступков.

  3. Самоанализ

    Ведение дневника, то есть описание всех жизненных событий, позволяет школьнику повысить самооценку и почувствовать себя личностью.

  4. Повышение самооценки

    В пубертатном периоде возрастающая критичность к себе и окружающим требует размышления над значимыми человеческими качествами, мотивами поступков людей и т.д. Поэтому ведение дневника – это способ получить более полное представление о человеческой природе.

  5. Познание человеческой природы

    Взрослея, ребенок стремится ощутить непрерывность жизни через последовательность и связь событий, в этом ему тоже помогают регулярные записи в секретной тетрадке.

  6. Фиксация впечатлений и воспоминаний

    Дневник – это интересное дополнение к повседневной жизни. Он необязателен, не требует соблюдения каких-либо правил и потому доставляет удовольствие. Он может быть совершенно секретным для всех – и это добавляет волнения, как любая тайна.

    Подарите им тетрадь

    Обычно дети узнают о том, что такое личные дневники, из литературных произведений или фильмов. Мальчики заводят секретные тетради в среднем раньше девочек, но раньше и расстаются с ними. Девочки более эмоциональны, их больше волнуют отношения людей, да и потребность в высказывании своих чувств у них значительно выше. А потому школьницы часто ведут дневники по многу лет и иногда не расстаются с ними даже во взрослой жизни.

    Обычно подростки заводят дневники сами, не по­­свящая взрослых в свои планы. Но, учитывая полезность ведения дневниковых записей, родители могли бы ненавязчиво намекнуть ребенку на такое занятие. Конечно, не стоит объяснять это сложностью подросткового возраста. Фраза «Дневники помогут тебе в рефлексии и реализуют потребность в катарсисе» убедит, пожалуй, только тех, кто интересуется психологией с детского сада. Всем остальным можно просто подарить красивую тетрадь.

    Иногда родители сильно удивляются, узнав, что ребенок ведет дневник. «Я понимаю, что есть потребность выговориться, поделиться сокровенным, – говорит Наталия, мама пятнадцатилетней Лизы. – Но у нас очень хорошие отношения в семье, и никаких секретов никогда не было. Мне совершенно не понятно, что появилось такого, о чем я не должна знать?»

    Как же родителям относиться к дневникам детей?

    Спокойно

    То, что у ребенка есть своя «секретная» жизнь, говорит только о том, что он взрослеет, а совсем не о недоверии к вам. В его жизни появились новые отношения, чувства, которых он раньше не испытывал. Ему сначала самому надо привыкнуть к таким переменам. И, конечно, это не значит, что его внутренний мир бу-дет отныне закрыт для вас.

    Как раз ваше спокойное и доброжелательное отношение к его секретам может убедить подростка в том, что вам можно доверить абсолютно все.

    С пониманием

    Не называйте дневник ребенка «ерундой» и «бесцельным, бессмысленным занятием», не заглядывайте через плечо в его записи и не грозите выбросить весь этот хлам немедленно, если он тут же не займется уроками.

    Уважительно

    Секрет есть секрет, а чужие дневники и письма читать нехорошо. Но взрослым бывает нелегко удержаться. И дело тут даже не в любопытстве, а в заботе. Вдруг в дневнике школьника написано что-то такое, что мы, родители, должны знать?

    Справедливости ради, надо сказать, что, действительно, бывают случаи, когда запись в дневнике открывает взрослым глаза на серьезные проблемы ребенка, и ситуацию удается вовремя исправить. Но, в основном, чтение детских личных дневников доставляет папам и мамам неприятности другого рода.

    «Честно скажу, было интересно узнать, что вообще может писать моя дочь, – рассказывает Екатерина, мама четырнадцатилетней Ани. – Я ожидала увидеть записи о каких-нибудь увлечениях, мечтах или планах на дальнейшую жизнь. Но страница за страницей была исписана рассказами о том, как тяжело жить в семье, где никто друг с другом не разговаривает, родители по­­стоянно конфликтуют и нет никакой радости от совместного общения… Да, сейчас у нас не лучший период, отношения с мужем как-то ухудшились, но я не думала, что дочь это может волновать. Я считала, что она вообще ничего не замечает. В общем, страшно расстроилась. И ведь даже поговорить с дочерью на эту тему я не могу. Стыдно признаваться, что читала ее личный дневник…»

    Электронный рай

    С развитием информационных технологий появилась возможность вести виртуальные сетевые дневники. Считается, что сегодня в мире 50 миллионов таких дневников – блогов. По большому счету, отличие интернет-версии дневника от классической только в том, что записи в блогах могут быть доступны для чтения и обсуждения всем пользователям. Что бы вы ни писали, какой бы информацией ни делились – можете получить комментарий.

    Терапевтический эффект от такого дневника увеличивается. Во-первых, подросток получает поддержку и ободрение интернет-сообщества (блоггеры – люди доброжелательные), а во-вторых, узнает, что проблемы, которые, как он был уверен, возникают только у него одного, на самом деле переживались многими людьми. И ведь пережились!

    Еще один плюс блогов – расширение круга знакомств. Собеседниками школьника в Интернете могут быть люди разного возраста, национальности, мировоззрения и образа жизни. Польза от такого общения очевидна.

    «Я перевелась в новую школу и никак не могла найти общий язык с учительницей. Она меня просто не воспринимала! – рассказывает школьница Оля. – Как-то совсем в отчаянии я написала об этом в своем блоге. Думала, сейчас надо мной шутить будут, а мне столько советов надавали! Одна женщина-преподаватель целую теорию выдвинула и рассказала, как все исправить. Я на следующий же день приступила к реализации плана, и, в общем, все это мне здорово помогло».

    Однако виртуальный дневник имеет и свои минусы. Все чаще психологи говорят о том, что люди, которые много времени проводят в Сети, теряют навыки общения в реальной жизни. Ведь чтобы дружить в Интернете, не нужно прилагать столько душевных сил и тратить столько времени, а любое разочарование переживается гораздо легче. В итоге все больше людей, в том числе и подростков, предпочитают компьютер реальному живому человеку.

    Второй явный минус – зависимость: от положительных эмоций, поддержки виртуальных друзей, возможности общаться в любое удобное время.

    Вообще же, сравнивать дневники рукописные и блоги очень трудно. Часто бывает так, что подростки разделяют их по функциям и дополняют одно другим. И, пообщавшись со всем миром, рассказав о своих переживаниях и проблемах, достают тетрадь и… записывают выводы, но только для себя.

  7. Игра