Заикание. Реагировать нужно, вылечить можно!

Заикание. Реагировать нужно, вылечить можно!

Логоневроз – не только нарушение темпа и ритма речи, он нарушает возможность общения и самовыражения, ведёт к скованности и нерешительности. Вот попробуйте читать вслух, громко и с выражением перед всем классом, если получается не слитно и красиво, а с запинками. Это приводит к ощущению неуспешности и неуверенности в себе, а потом и к бездействию.

Если у школьника заикание, то он видит это так:

— От стыда и смущения хочется провалиться под землю. Когда я вышел к доске и объяснял решение задачи, все начали надо мной смеяться, а ведь я очень хорошо выполнил задание, и учитель меня хвалил. Но больше я не буду выходить к доске и с места тоже не буду отвечать, чтобы надо мной не смеялись. На перемене начал рассказывать Маше интересную историю, но в это время стал особенно сильно заикаться, она не дослушала и убежала, не буду больше ей ничего рассказывать. И с мальчишками не буду играть: им начнешь объяснять правила игры, а они не слушают, смеются надо мной, лучше вообще с ними играть не буду. В школу больше ходить не хочется, там скучно и неинтересно.

Родители думают о нём:

— Мой ребёнок немного заикается, но это не повод для беспокойства. Очевидно, в школе эту проблему переоценивают и, возможно, именно поэтому он чувствует себя там зажатым и неуверенным. Ведь дома и с друзьями он общительный, всё ему интересно, рассказывает обо всём без умолку.

Учитель видит это так:

— В классе с ребёнком-заикой работать сложнее. Мы работаем в рамках конкретного учебного плана, где время урока чётко ограничено: за 45 минут нужно проверить домашнее задание и перейти к новой теме. Ребёнку-заике приходится задавать больше наводящих вопросов, потому что он слишком зажат, чтобы самостоятельно развернуто отвечать на вопросы. Если не тратить время на дополнительные вопросы, ответ окажется неполным и придётся снижать отметку, а ведь видно, что ребёнок умный и способный, и к уроку готов.

Как помочь:

  1. У заикающихся детей возникают трудности с дыхательными движениями – теми, которые мы совершаем при дыхании. Оно влияет на наши действия и эмоции, и наоборот, сильные эмоции ведут к нарушению дыхания. В дыхании участвуют многие мышцы тела.
    Диафрагма, как самая большая мышца, при заикании поджимается. В этом случае полезно такое упражнение: под рёбра положить небольшой валик и, лёжа на животе в позе «лодочка», обхватив руками ноги, покачаться на валике из стороны в сторону. Дети с заиканием ещё больше своих сверстников подвержены стрессу, что ведёт к нарушениям в понимании новых знаний, сложностям в запоминании материала.
    Значит, необходимо перестраивать дыхание, для этого подходят занятия тай-чи или цигун, где с детьми занимаются выстраиванием взаимодействия дыхания и движений тела. Также заикание часто приводит к нарушению движения мышц глаз, из-за чего детям сложнее читать и писать.
  2. Психолог поможет ребёнку с заиканием увидеть: когда тот отвечал у доски или играл с одноклассниками, кто-то действительно смеялся над ним, а кто-то слушал с интересом. Можно добиться успеха, если найти в себе силу воли и постараться справиться с испытанием, которое встречается на нашем пути. Родителям же очень важно признать, что заикание для их ребёнка – действительно проблема, а не пустяк, с которым справиться легко. И ему необходима помощь и поддержка.
  3. Заикание – разновидность невроза, психоневрологи называют его логоневрозом. Если ваш ребёнок начал заикаться, надо снизить нагрузки, изменить распорядок дня, больше гулять, перед сном вместо телевизора и компьютера почитать вместе спокойную книгу или поговорить о том, что ему интересно.
  4. Есть разнообразные логопедические упражнения по устранению заикания. Логопед может помочь по-новому выстроить ритмы дыхания и речи.

Рекомендуемые упражнения «Гимнастика мозга»

Для преодоления стрессовых зажимов мышц глаз и координации движений всего тела рекомендуются упражнения
«Ленивые восьмёрки»
«Брюшное дыхание»
«Помпа».