Сделал дело – гуляй смело

Сделал дело – гуляй смело

А вот бы ракету из коробки от холодильника построить! Или кукольный дом? А может, устроить огород на подоконнике? Или сделать портреты всех домочадцев, включая собаку, и открыть домашнюю картинную галерею?

Старшие дошкольники – люди творческие, планов у них громадьё, один интереснее и увлекательнее другого. Жаль только, довести до конца дело редко удаётся: то задача окажется трудновыполнимой, то спать пора, то клея с фломастерами под рукой не окажется, то появятся новые, ещё более захватывающие идеи. А недостроенная ракета так и будет пылиться в углу детской, а едва проклюнувшиеся ростки неудавшегося огорода зачахнут без воды и света…

Прожект? Нет, проект!

Родители, как правило, от детских прожектов отмахиваются: что ты там напридумывал, иди лучше буквы попиши или задачки порешай! А зря. Ведь любая, даже самая, с вашей точки зрения, бесполезная и невероятная детская идея, если помочь воплотить её в жизнь, может превратиться в настоящий, пусть маленький проект. А проектная деятельность – альфа и омега сегодняшнего школьного образования – начинается уже в младших классах. Но сама по себе детская задумка в проект не превратится, для этого нужны внимание и активная помощь взрослого.

Важно: активная помощь – это именно помощь в реализации замысла ребёнка. Поэтому не будем брать инициативу на себя. Выслушивайте, выясняйте, как именно он видит свой будущий замок, гараж, садик или модель вселенной, что для этого нужно, но не навязывайте свои решения.

Дабы замысел воплотился, нужно, чтобы работа прошла несколько этапов.

Этап первый. А что, если…

У здорового, хорошо развитого шестилетки что на уме, то и на языке. Он готов сыпать идеями без конца, успевай только ловить. Вот и поймайте. К примеру, побывав на кукольном представлении, ребёнок говорит: «А что, если нам тоже кукольный театр дома устроить?» Отлично! Обсудите с ним эту идею: как он видит себе будущий театр, какую хочет поставить пьесу, какие будут куклы, кто будет выступать и кого пригласить в качестве зрителей.

Обратите внимание: ваша самая важная задача на этом этапе – слушать, лишь слегка направляя полёт детской мысли в реальное русло. Не торопитесь с конкретными предложениями: возможно, малыш ещё не готов переходить к практической части, а только фантазирует.

Этап второй. Как это выглядит?

Визуализация – важный этап нашего творческого процесса. Ребёнок может мечтать о строительстве рыцарского замка, но не очень хорошо представляет себе, как они выглядят. Предложите ему нарисовать свой замысел. Если картинка далека от реальности или проект слишком сложен, обсудите, как его можно усовершенствовать или, наоборот, упростить. Можно вместе поискать картинки в Интернете. Заодно у вас появится возможность поучить ребёнка навыкам интернет-навигации. При этом нужно обсуждать с ним каждый шаг: «Введём в строку поиска слово «замок», теперь выберем кнопку «картинки»… Как думаешь, какие из них нам подойдут?» Когда идея обретёт конкретные черты, предложите нарисовать будущий проект ещё раз, уже в уточнённом виде.

Этап третий. Нужен очень чёткий план!

Часто, берясь за дело, дети не очень понимают, как именно действовать. Поэтому они или надолго «застревают», не зная, куда двигаться дальше, или начинают требовать помощи, или, откровенно напортачив, не понимают, как исправить работу, и вовсе её забрасывают. Чтобы этого избежать, обсудим с ребёнком, что нужно сделать, чтобы воплотить мечту в реальность, причём не просто обсудим, а составим план действий. Чем более подробным он будет, тем больше шансов, что ребёнок доведёт дело до конца. К примеру, если вы решили наблюдать за развитием ростка фасоли, обозначьте в плане и отбор семян, и регулярное смачивание ваты, и выбор подходящего сосуда, и высаживание ростка в почву, и зарисовывание или фотографирование всех этапов развития растения.

Наш совет: сделайте план наглядным и красивым и повесьте его на видное место, например, на магнитную доску над рабочим столом. Если ребёнок ещё не очень хорошо читает, воспользуйтесь иконками-символами.

Обратите внимание: чем меньше однообразных трудоёмких операций, тем больше шансов, что дело будет доведено до конца. Поэтому всё, что можно упростить, упрощайте. К примеру, толстый картон можно не склеить, а соединить при помощи степлера.

Этап четвёртый. Что потребуется?

Детские замыслы часто увядают на ранних стадиях просто потому, что в нужный момент под рукой не оказалось необходимых инструментов и материалов: клей засох, гуашь закончилась, цветная бумага оказалась не того цвета, а пока всё искали да покупали – запал прошёл. Поэтому, определившись, что и как планируется сделать, стоит сразу же продумать, какие понадобятся материалы и инструменты, есть ли они в хозяйстве, а в случае необходимости что-то докупить. Не забывайте о мелочах: если предстоит грязная работа, учтите, что понадобится застелить рабочее место газетами или плёнкой, а самого «мастера» снабдить «спецодеждой».

Наш совет: научите раскладывать материалы и инструменты в той последовательности, в которой они потребуются, и возвращать в исходное состояние сразу же после употребления. Захламлённое рабочее место и кисти, перепачканные засохшей краской и клеем, не вызывают желания возвращаться к прерванной работе.

Этап пятый. Тонкая отделка

Когда доходит до окончательной отделки, занятие утрачивает новизну, дети выдыхаются и забрасывают недостроенный замок и недошитую куклу в тот момент, когда сделать остаётся совсем мало. Конечно, первое желание – взять да самому закончить работу. Но именно этого-то делать и не следует. С другой стороны, давить на ребёнка и заставлять его доводить дело до конца насильно тоже не нужно. Как же быть? Спросите, почему, с точки зрения малыша, работа застопорилась. При помощи наводящих вопросов постарайтесь добиться, чтобы он сформулировал, в чём проблема: устал, сложно работать с мелкими деталями, стало скучно, непонятно, что делать дальше, или, как часто бывает, результат в корне отличается от того, что представлялось в мечтах. Если дело в банальной усталости, предложите на некоторое время отложить работу, но чётко договоритесь, когда вы к ней вернётесь (после прогулки, завтра, в следующие выходные). Если видите, что какие-то операции человеку явно не по силам, предложите помощь, но делайте работу не вместо него, а вместе с ним. Во всяком случае, постарайтесь, чтобы у него осталось именно такое впечатление.

Этап шестой. Презентация

Конечно, если вы строили кукольный домик или космический корабль, о презентации особо говорить не приходится. Но ведь можно позвать небольшую компанию друзей, чтобы опробовать новую игрушку в действии. И уж тем более – пригласить избранное общество на премьеру кукольного представления, всю семью – на открытие галереи семейных портретов, или сделать бабушке с дедушкой «учёный доклад» о свойствах выращенной на подоконнике пшеницы – с компьютерной презентацией и дискуссией в конце! Кстати, такой доклад не стыдно представить и в детском саду, а может, воспитательница даже согласится устроить в группе представление вашего домашнего театра? В любом случае, у детского проекта должен быть ощутимый результат.

Вторсырьё

В отличие от инструментов, которые должны быть удобными и качественными, каждый раз покупать дорогие материалы для детского творчества не обязательно. Многое можно смастерить из использованных упаковок (от яиц, туалетной бумаги, шампуней, бытовой техники), одиноких носков и уставших от жизни колготок. На сайтах по детскому творчеству можно найти массу идей, как это сделать. Объясните ребёнку, что сохранение ресурсов и избавление планеты от избытков мусора – сама по себе благородная задача, и он будет ещё больше гордиться результатами своего труда.