Мы не успеваем…

Мы не успеваем…

Папе не заплатили квартальную премию, мама боится сокращения, четвероклассники будут сдавать экзамены… Перемены, особенно глобальные, приводят к тревоге. Причём она может не осознаваться. Но зачем, спросите вы, в начале статьи о неуспеваемости затрагивать тему перемен?

Как ни странно, во многом наши неосознаваемые тревоги сказываются на успеваемости детей. Почему так происходит? Когда родители тревожатся, они начинают с удвоенной силой воспитывать и обучать сыновей и дочерей. Это социально приемлемо, но порой приводит к противоположным результатам. Мы имеем полное право бояться за своего ребёнка. Особенно когда так неспокойно, и мы не можем обеспечить полную безопасность, но ведь хочется! Как сказал мне один отец: «Понимаю тех, кто прятал своих детей в башню из слоновой кости. Там точно можно обеспечить спокойствие и только то влияние и те знания, которые ты считаешь нужным».

Стоп, я начинаю помогать!

Башни из слоновой кости – не для наших детей. Но из лучших побуждений мы сажаем их под колпак: лишаем детей ответственности за себя и свои поступки. И вот, представьте, странность: в этом кроется причина неуспеваемости.

Например, 6-летний Федя. В детский сад не ходил, мама сидела с ним дома, водила на английский, рисование и куда-то ещё. Начал посещать группу подготовки к школе – а там что-то задавали на дом. И мама с папой честно, как им казалось, помогали ему сделать красиво и правильно. Потом он идёт в школу, и все домашние задания продолжает делать с кем-то из взрослых, которые ему активно помогают. И оценки вроде неплохие. А потом начинается средняя школа – и предметы, в которых никто из родителей, бабушек и дедушек не может помочь (или не хотят показать, что не очень хорошо в этом понимают). У мальчика начинаются проблемы – вначале с одним предметом, потом с другими. Впрочем, домашние сочинения продолжает писать мама, а он только переписывает. И за домашнюю работу бывают пятёрки, а в школе – нет.

Если это ваш случай, то главная задача – спокойно и не торопясь, хотя очень хочется всего и сразу, начать учить ребёнка самостоятельности и ответственности: только не абстрактному чувству, а реальной ответственности. Каких бы вы репетиторов ни наняли, сколько бы времени ни просидели вместе за домашними заданиями, без ответственности, без проговорённых прав и обязанностей ничего не получится. Акцент придётся делать даже не на том, чтобы восстановить знания, а на том, чтобы взять что-то на себя и отвечать за это.

Всё хорошо, всё хорошо…

Вторая причина неуспеваемости в том, что родители привыкают к успехам своего ребёнка. Он учится на 4 и 5, и  нас это устраивает. Привычно спрашиваем: «Ну, как там у тебя? Всё хорошо?» И он честно отвечает: «Да, нормально. Четвёрка по математике (или пятёрка по русскому)».

На этом наш диалог с ребёнком заканчивается. У нас же свои дела. А потом рассказываем коллегам и друзьям: «У меня хороший ребёнок, хорошо учится, занимается тем-то и тем-то».

Но вот наступает момент, когда мы как-то вдруг узнаем: появились тройки. Тревога! Активно включаемся в подготовку к урокам, вместе начинаем что-то читать, искать информацию. Пока оценки не наладятся и не начнут устраивать нас, ответственных родителей.

Правда, общаться с сыном или с дочерью после этого мы опять станем меньше… до следующей оценки, которая нас не устроит.

А ведь человек снижением оценок сигнализирует нам: мне нужно не столько помочь в учёбе, сколько просто пообщаться, обсудить то, что меня волнует. Сыт, обут, одет, обучен – это ведь ещё не всё! Так бывает, когда нам, родителям, удалось воспитать самостоятельного человека, который сам может справляться с уроками и с которым мы смогли создать доверительные отношения.

Чем тут помочь? Можно посоветовать одно – взаимодействуйте! Не просто обменивайтесь привычными вопросами и ответами, а разговаривайте на равных. Тогда и ребёнку будет проще справляться со школьными трудностями, и вам легче помогать ему в этом.

Недостижимый идеал

Есть ещё один интересный вариант причин неуспеваемости. Девочка Даша, как сейчас порой бывает, воспитывается у бабушки с дедушкой. Хорошо учится, все довольны. Наступает 8-й класс, а в четверти, оказывается, грозит двойка, и пара троек обеспечены. Оказывается, бабушка с дедушкой постоянно рассказывали Даше, как хорошо учились её родители. Им всё было понятно, всё было просто, без репетиторов справлялись. В общем, идеальные люди. Которых она видела только в выходные или поздно вечером перед сном… Когда Даша не смогла разобраться в новой теме, у неё и мысли не возникло, что можно и даже нужно попросить помощи у родителей, у учителя, у одноклассников. Честно пыталась справиться, читала учебник, старалась делать домашние задания. Но до конца так и не разобралась, что-то мешало. А заодно опустились руки и по отношению к ещё нескольким предметам.

Что этой девочке помогло? Узнать, что и у родителей были неудачи, что-то давалось не так просто и легко, как сейчас кажется.

Больше всех удивилась Дашина мама – как оказалось, она даже хорошисткой в 7–8-м классе не была. Когда дочка осознала, что можно быть не всегда успешной, просить помощи, если что-то непонятно, и получить её, хватило нескольких консультаций, чтобы тема была освоена. Как-то сами собой улучшились оценки и по другим предметам. Да и родители признали: для них это был полезный опыт по осмыслению своих удач и неудач в освоении нового.

Даже у медалистов иногда что-то не получается. По прошествии лет кажется, что тогда всё было легко. Но когда ребёнок стал хуже учиться, задача родителей – не просто обеспечить получение хороших оценок, а реально научить и самим научиться вместе с ним преодолевать неуспехи.

Ребёнок – часть семьи, а его школьные годы часто совпадают с тем, что отношения в этой семье становятся более напряжёнными. И когда школьник приносит тройку, а ещё лучше – двойку, вся семья начинает активно взаимодействовать: обсуждать, как помочь. Тогда у ребёнка формируется (на совершенно бессознательном уровне) уверенность: когда у меня неуспех, моей семье лучше. И, несмотря на все старания родителей, репетиторов, учителей, он будет прилагать ещё больше усилий, чтобы не получать хорошие оценки. Главное, чтобы в семье был мир.

Что делать?

Оценки важны в школе, влияют на поступление, но умение справляться с неудачами – важнее, чем золотая медаль или красный диплом престижного вуза.

Главное в процессе взросления (а школьные годы – как раз такой период) – помочь ребёнку не изменить оценки в лучшую сторону, или, как иногда слышишь, переложить ответственность за плохие оценки на школу, учителей, школьную программу, а занять более активную позицию. И, обсуждая неудачи, спрашивать не «Почему?» или «Кто виноват?», а «Как?», «Как мы вместе можем?», «Как ты можешь себе помочь?», «Что ты можешь и готов делать?», «Зачем, как тебе кажется, тебе нужны пятёрки?»

  • Общайтесь! Когда вы готовы принять школьный неуспех не как трагедию, а как возможный вариант развития, из которого можно и нужно вместе найти пути решения, неуспеваемость становится не ужасом, от которого надо бежать, а только этапом взросления. Расскажите, как вы сами реагировали на плохие оценки. Ваш опыт будет полезен ребёнку и позволит понять, что и он имеет право на ошибки. В конце концов, двойка – меньшее из зол, с которыми он может столкнуться.
  • Не ругайте за оценки, скорее, интересуйтесь: что было самым трудным? Что было проще всего, а что – сложнее? Может быть, решал задачу не тем способом, который объяснял учитель? Не обвиняя ни ребёнка, ни учителя, найдите позитивные моменты в этом опыте.Даже не самые успешные дети, если их оценки не снимают напряжение в семье, пока хотят учиться – стараются. Поддержите их в этом. Часто именно завышенные ожидания и незамеченные усилия, пусть с нашей точки зрения недостаточные, приводят к нежеланию учиться, а потом и к неуспеваемости.
    Мы не призываем вас игнорировать двойки и тройки. Но когда они воспринимаются не как катастрофа, а как некая реальность, причин у которой может быть много, и вам, и ребёнку легче справиться с проблемой. Появляется желание, а с ним – и силы что-то менять.
  • Помогите школьнику определить, что именно в предмете ему не даётся. Например, по письменным заданиям – двойки и тройки, а отвечать с места удаётся. Задачи по физике решать не умеет, зато на лабораторных работах ему нет равных. Тогда, опираясь на те моменты, в которых он успешен, ребёнок обретёт волю к действию. «Из 50 попыток сделать безнадёжное дело одна обязательно удастся. При условии, что попытки разнообразны», – гласит народная мудрость.
  • И самое главное: детей мы любим не за их оценки, а просто потому, что они наши дети. И эта любовь никак не связана с тем, отличник ребёнок или троечник. Любите их не на словах, а признавая за ними право на ошибки. И, помогая им, не стремитесь сделать что-то вместо них. Помогите им осознавать их действия, их успехи.

Известно, что люди, позитивно воспринимающие мир, более успешны. Давайте вместе с нашими детьми будем осваивать более позитивный взгляд на мир.