Что-то я устал…

Как часто мы это говорим себе и другим, как часто слышим от окружающих, видим вокруг уставшие, измождённые лица. Бывают периоды, когда кажется, что от усталости не спастись, не помогают ни сон, ни отдых, и утомление наступает уже после выполнения небольшой работы. Это состояние называют хронической усталостью, иногда – переутомлением. Но при чём же здесь наши дети с их невеликими ещё, по нашим меркам, задачами и проблемами?

Если задать большому количеству людей вопрос, почему мы чувствуем переутомление, то вряд ли ответы будут сильно различаться. Большинство назовёт причиной перегрузку, чрезмерное количество дел и работы. Действительно, первое, что приходит в голову, когда мы говорим о переутомлении у школьников, – это большая учебная нагрузка: уроки, домашние задания в большом количестве и высокой степени сложности.

Вторая причина, которая скорее всего будет названа, – болезнь. Во время болезни и сразу после неё человек действительно устаёт довольно быстро.

В этих двух случаях мы хорошо знаем, что делать (пусть и не всегда это делаем): взять отпуск, по возможности уменьшить количество задач, подлечиться, дать себе время на восстановление. Мы знаем, что надо высыпаться, есть фрукты и овощи, побольше двигаться. Те же способы будут полезны при переутомлении у ребёнка. Можно также помочь себе и упражнениями. Однако не всё так просто…

Почему же всё-таки?..

Но бывает в жизни, когда и работы, и дел столько же, и болезни нет, а вы устаёте гораздо быстрее и сильнее обычного, правда ведь? Значит, причина не только в количестве работы, уроков или в состоянии здоровья. В чём же тогда? Вариантов несколько.

Стресс

Он истощает нас, в какой бы области ни присутствовал (работа, отношения, деньги и что бы то ни было другое). Особенно если он длительный. Мы редко относим эту причину утомления к детям. Ведь, казалось бы, живи и радуйся, из дел – одна учёба (где всё просто: выучил – ответил), зарабатывать на жизнь не надо, решать бесконечную вереницу взрослых задач, строить взрослые отношения, принимать серьёзные решения – тоже.

Однако проблемы отношений могут быть и у маленького человека (что уж говорить о подростке!) – ссоры с одноклассниками, друзьями, плохие отношения с учителями, а иногда – родителями, братьями и сёстрами, другими родственниками. Представьте, что вас травят на работе, ненавидит начальник, дети регулярно выясняют отношения, в промежутках между ссорами крепко достаётся и вам. Как бы вы себя чувствовали?

Учёба

Тоже не самое лёгкое в мире дело. Если вы меняли работу, припомните, сколько времени вам требовалось, чтобы освоить новые задачи, понять новые требования? Обычно на это уходит не меньше полугода. У школьника новые задачи и требования есть всегда. Каждый день, каждый урок. Не справился – не уволят, конечно, но оценку поставят плохую. И отругают и в школе, и дома. И дадут волшебный совет: «Старайся!» Если не получается – значит, плохо стараешься. А как это, что значит старание? На тренингах приводят забавный пример – просят участника постараться поднять книгу. Он её поднимает, но тут ему говорят, что просьбы поднять не было, была просьба постараться. «Подними книгу» и «Постарайся поднять книгу» – совсем разные действия. Старание — некоторая дополнительная работа, дополнительное напряжение, привносимое в действие. Часто это напряжение создаётся страхом, высоким уровнем требований – я боюсь, что у меня не получится, что учителю или родителям не понравится, или, если я этого не сделаю, моя жизнь сложится не лучшим образом. Постепенно ребёнок привыкает: учиться, делать дела, уроки – значит, напрягаться и поддерживать стрессовое состояние для пользы дела.

Современная система образования

Она в большой степени ориентирована на «левополушарный» способ мышления – последовательное изучение, логику, минимальное выражение эмоций. Дети с доминирующим правым полушарием в этой системе вынуждены постоянно сдерживать свою эмоциональную и физическую живость, приспосабливаться, настраиваться на неестественные для них способы обучения. Казалось бы, левополушарным детям легче. В чём-то да, но если такой ребёнок начинает слишком «стараться», то в стрессе и напряжении он будет вязнуть в деталях, уделять слишком много сил и внимания несущественным подробностям. И, возможно, от накопившейся усталости так и не справится с основным заданием.

Быстрый рост

Он может требовать много жизненной энергии. Ребёнок становится выше, организм строит сам себя, работа внутренних систем усложняется. Центр тяжести тела меняется по мере роста, движения нужно каждый раз делать в новом, по сути, теле – с другими пропорциями и размерами. Это каждый раз новая ситуация, к ней надо адаптироваться. А в подростковом возрасте, когда по-новому начинает работать гормональная система, всё вообще становится с ног на голову! Ребёнок должен привыкать и к другой схеме тела, и к другим эмоциональным реакциям, учиться как-то управлять ими и строить новые, совсем-совсем другие отношения. Это огромная работа для психики и для тела!

Что с этим делать?

Поговорите с ребёнком! Выясните, что для него сложно, где он тратит больше всего сил. Только так, хоть и, возможно, не сразу вы сможете понять, что с ним происходит. Если есть сложности в отношениях с учителями и сверстниками, расскажите, как в похожих ситуациях поступали вы сами. Если необходимо – идите в школу, говорите с учителями.

Будьте внимательны к повышенной утомляемости – она часто сложнее, чем кажется!

Упражнения «Гимнастики мозга»

Комплекс упражнений «Ритмирование». Этот набор упражнений поможет почувствовать свой естественный ритм работы и отдыха, настроиться на выполнение задач и включиться в них спокойно и сосредоточенно. Выполнение Кнопок земли снимет излишнее умственное напряжение, а Крюки Деннисона помогут заснуть, если делать это упражнение перед сном, прямо в кровати.

Также могут быть полезны Помпа, «Гравитационное скольжение», Сова. Они помогут снять напряжение с основных реагирующих на стресс групп мышц. Ленивые восьмёрки, Энергетическая зевота и Кнопки мозга помогут ожить застывшим глазам и лицу, уберут напряжённую позу. Позитивные точки помогут уменьшить эмоциональное напряжение.

При быстром росте Перекрёстные шагипомогут включить центр тела в новой телесно-двигательной реальности, развить координацию, интегрировать работу полушарий головного мозга. Упражнение Слон также выстраивает координацию целостного тела, помогает интеграции телесного, эмоционального и интеллектуального опыта.