Рисунки на полях

Это просто наваждение какое-то, возмущаются родители: ни одной аккуратной письменной работы! Даже в тетрадке с контрольными все поля изрисованы какими-то каракулями: чёртиками, цветочками и прочей неуместной чепухой…

Если вы заглянете в тетради людей с ведущей левой рукой, то всегда увидите там рисунки. Это могут быть геометрические узоры, цветочки, а то и картинки с какими-то сюжетами. И вообще они постоянно что-то вертят в руках, при разговоре активно жестикулируют, а в стрессовых ситуациях начинают с трудом подбирать слова. И даже выслушивая частые замечания взрослых о том, что хватит портить тетради, абсолютно машинально продолжают что-то рисовать на первом подвернувшемся листке бумаги.

Про особенности детей с ведущей левой рукой и левым полушарием мы уже писали (см. архив рубрики на нашем сайте za-partoi.ru). А в этой статье хотелось бы уделить внимание менее стрессоустойчивым товарищам. Объединяет их то, что ведущей является левая рука, а ведущие каналы восприятия (ухо и глаз) находятся на стороне ведущего полушария –правого или левого. То есть в стрессовой ситуации возникают проблемы с восприятием и извлечением информации. Ведь ведущая левая рука не означает обязательную леворукость. Человек может писать и всё делать правой, а ведущая – левая, и это будет определять особенности, связанные с вербальной и невербальной речью, описанные в самом начале статьи. Напоминаю, что люди с ведущей правой рукой даже в стрессовой ситуации не теряют контакт с речью и, скорее, не знают, куда деть руки. И они не рисуют в тетрадях.

Если все тетрадки изрисованы, скорее всего, это:

  1. Полушарие, рука, глаз, ухо левые, нога правая

    Без стресса: такой человек легко совмещает сложные логические построения и их творческое воплощение. Пример: удивительная графика Эшера. Чутко реагирует на интонации и образную подачу информации и в то же время легко раскладывает всю эту информацию по полочкам. На уроках, или когда слушает что-либо, постоянно рисует мотивы чаще орнаментного и структурированного вида.

    При стрессе: может начать монотонно раскачиваться, теряет речь и контакт с аудиальным и зрительным восприятием. Может сидеть и, будто в ступоре, смотреть на пустой лист или в точку перед собой. На вопрос: «Что с тобой?» может и не ответить.

    Что делать: очень полезно дать в такой момент лист бумаги и сказать: «Пиши не задумываясь всё, что в голову придёт». Благодаря этому заданию разблокируются и рука, и аудиальная память.

    Упражнения «Гимнастики мозга»: «Перекрёстные шаги» для восстановления межполушарного взаимодействия. «Ленивые восьмёрки» и «Двойные рисунки» письменно на бумаге или в воздухе перед собой. Это помогает разблокировке руки, отвечающей за речь, и глаза. Для возвращения контакта с аудиальным восприятием и памятью – «Думательный колпак»,«Сова». Упражнений довольно много: у такого человека очень низкая стрессоустойчивость, поскольку затрудняется контакт сразу со многими каналами и функциями восприятия, памяти, речи. Полезно просто встать и подвигаться: потянуться, поскручиваться из стороны в сторону, зажмуривать и открывать глаза.

  2. Полушарие, глаз, ухо, нога правые, рука левая

    Без стресса: весьма творческий человек. Часто обладает режиссёрскими талантами, т. к. может увидеть целостную картину концепции постановки и в то же время расписать всё по сценам, уделяя внимание важным деталям. Запоминает факты, имена, даты и в то же время мыслит системно, может увидеть связи между различными науками. И, разумеется, на уроках что-то рисует на последней странице тетради. В отличие от предыдущего профиля, эти рисунки наполнены образами.

    При стрессе: трудности с воспроизведением материала, с трудом подбирает слова, скорее переходит на жестикуляцию, может расплакаться или запаниковать, т. к. в голове пустота, а эмоциональное состояние – полная катастрофа, и выхода нет.

    Что делать: Прежде всего поддержать эмоционально. Дать попить воды. Сказать, что это просто стресс, так уже было и это обязательно пройдёт. Напомнить, что на самом деле знания в голове есть.

    Упражнения «Гимнастики мозга»: Можно предложить нарисовать своё состояние на бумаге, желательно двумя руками, чтобы заодно активизировались межполушарные связи. Также можно порисовать «Ленивые восьмёрки». Сделать «Думательный колпак», «Перекрёстные шаги», «Брюшное дыхание». Упражнений снова много, потому что стрессоустойчивость, как и в предыдущем профиле, составляет всего 25 %.

Двигаемся, чтобы снять напряжение

Если вы узнали в этих описаниях себя или своего ребёнка, важно понять: низкая стрессоустойчивость – не проклятие, а просто особенность. И если в сложных ситуациях тебя как будто «выключает» – важно готовиться к ним заранее. Поделать движения, пересекающие среднюю линию тела, поморгать глазами, подвигаться, как хочется. И в процессе стрессовой деятельности тоже снимать напряжение с помощью простых движений или упражнений «Гимнастики мозга». Посмотрите выступление на зимней Олимпиаде в Сочи выдающегося фигуриста Евгения Плющенко. Его произвольная программа состояла из кусков предыдущих программ. Начало было медленным, сложным (нужно было сразу сделать много сложных прыжков). Было заметно, как напряжён этот обычно пластичный и лёгкий спортсмен. Началось движение, и тело стало расслабляться, а лицо оставалось каменным. Далее шла быстрая музыка, Евгений делал очень много движений, пересекающих среднюю линию тела. Длился этот кусок буквально минуту, но было заметно, как расслабляются мышцы лица, а в движения возвращаются лёгкость и грация.

Наше тело всегда может прийти к нам на помощь в сложных жизненных ситуациях. Главное – помнить об этом и найти способ, который лучше всего подойдёт именно вам.