Лицей № 1553 «На Донской», г. Москва

№ 3, 2011
Рубрика: Лучшие школы
Автор статьи: Ася ШТЕЙН
Утро. Школа. Но звонок на урок не звенит. Почему? Да тут от него давно отказались. Ибо, по убеждению основателя и научного руководителя лицея № 1553 Александра Леонтовича, детей на урок должен приводить не условный рефлекс («Зазвенел звонок – начался урок»), а интерес к знаниям.
И действительно – ровно в девять коридоры, как по волшебству, пустеют. Почему в девять? Да просто дети раньше добраться не успевают: сюда ездят со всей Москвы, даже из Подмосковья. Ведь лицей этот – для одаренных детей.
Детская одаренность может проявляться по-разному. Кто-то выглядит очень успешным, все схватывает на лету. Кто-то кажется странным, неудобным, с трудом справляется с формальными требованиями школьного распорядка.
Первые в обычной школе откровенно скучают. Вторые, несмотря на яркие способности, нередко оказываются среди аутсайдеров. И для тех, и для других Лицей на Донской – настоящее спасение.

Своя траектория

Даже школьное расписание здесь выглядит необычно: у половины класса математика, у половины – история, на следующей паре (в лицее уроки сдвоенные, как в институте) – наоборот. Или вот: у одной подгруппы – математика, у другой – русский, почему-то сразу в трех кабинетах…
— Дай мне Гомера на пару, – просит приятеля мальчишка, по виду восьмиклассник. – Смотри, у меня сейчас зарубежная литература, а у тебя – история.
— Не путаетесь? – спрашиваю.
— Уже привыкли! – отвечает Митя (тот, которому срочно потребовался Гомер).
— Может, лучше было бы всем классом заниматься?
— Вот уж нет! Я в начале года плохо знал математику, меня отправили в слабую группу. Там все были примерно как я и даже хуже, мне не было стыдно, и нам все очень хорошо объясняли. А потом я стал получать пятерки, и меня
перевели в сильную группу.
— А я наоборот сначала в сильной группе по химии оказалась, – рассказывает девятиклассница Вера. – Но сдавать химию я точно не буду – на филфак собираюсь. Поэтому меня перевели в группу, где попроще. Теперь больше времени на русский и английский остается.
— Мы назывем это индивидуальной образовательной траекторией, – поясняет директор лицея Ольга Калачихина. – Благодаря ей дети готовятся к экзаменам, не испытывая ненужных перегрузок. Результат – одна из верхних строк в рейтингах итоговых испытаний как за 9-й, так и за 11-й класс.

Спортивный сезон

О начале перемены в Лицее говорит дробный стук: вокруг теннисных столов, которые стоят в каждой рекреации, разгораются настоящие баталии.
— Пустите и меня на минуточку, – просит проходящая мимо преподавательница, и, скинув туфли на высоких каблуках, азартно присоединяется к играющим.
— Ура! Наконец-то физкультура! – кричит рослый десятиклассник, пробегая в сторону спортивной раздевалки.
И еще бы не радоваться: с ребятами занимаются тренеры из «Динамо». А после уроков еще и секции есть: футбол, баскетбол, ушу, скалолазание…

После уроков…

…никто и не думает расходиться.
— На театралку кто-нибудь идет?
— Я не могу, у меня же сегодня геология.
— Ой, а мне презентацию надо доделывать срочно: я послезавтра на конференцию…
— О чем это они? – спрашиваю. Оказывается, речь о системе специализаций (и это визитная карточка лицея) – своего рода научных семинаров. На них преподаватели, кандидаты наук и доктора, учат ребят основам исследовательской деятельности.
С нее, собственно, когда-то и начиналась эта школа.
…Школьные часы показывают семь вечера. В углу полутемного коридора на диване что-то бурно обсуждает стайка ребят.
— Домой не пора? Поздно уже!
— Так хорошо разговариваем! Можно мы еще посидим немножко?
Согласитесь, такие слова делают честь любой школе.

Фото: Алексей ВИТВИЦКИЙ