По какой вы программе?

По какой вы программе?

«А вы по какой программе будете учиться?» – с этого сакраментального вопроса начинаются едва ли не все разговоры между родителями будущих первоклассников. И не случайно. Ведь в родительской среде уже не одно десятилетие бытует стойкое убеждение, что от того, по какой программе первоклашка будет осваивать грамоту и азы математики, зависят едва ли не его будущая карьера и благополучие.

Оставив за рамками сегодняшнего разговора само это далеко не бесспорное утверждение, попробуем разобраться: столь ли велика на самом деле разница между существующими программами начальных школ и что действительно стоит учитывать при выборе школы для будущего первоклашки. А поможет нам в этом наш постоянный собеседник, академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Михайловна Безруких.

Велик ли выбор?

— Хотя, на первый взгляд, достаточно велик – все-таки целых шесть программ, – при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что это не так.
Принципиальное отличие есть только у программы Эльконина – Давыдова. Она предполагает высокую степень взаимодействия педагога и ребенка и предъявляет к ребенку повышенные требования в плане как навыков общения, так и общей подготовки. Как правило, в классы, работающие по этой программе, стараются отобрать детей, которые до школы уже хорошо читают, владеют звуко-буквенным анализом и даже умеют писать.
Остальные программы выстроены в традиционной логике. Среди них выделяется программа Занкова, которую отличает высокая интенсивность. Все остальные – «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа XX I века» – являются вариациями традиционной программы и отличаются лишь в деталях. Наши исследования, о которых мы расскажем подробнее в отдельной статье, показывают: независимо от программы, к концу 4-го класса степень обученности детей основным навыкам письма и чтения оказывается примерно одинаковой. Так что выбирать стоит не столько программу, сколько учителя.

Доверяй, но проверяй

— Проблема еще и в том, что нередко школа декларирует одну программу, а на практике учитель комбинирует в своей работе элементы самых разнообразных программ и методических разработок.
И совершенно законно: сегодня учитель начальных классов имеет полное право самостоятельно выбирать, как именно строить процесс обучения, какие пособия и дидактические материалы использовать.
Поэтому даже если вас привлекает заявленный школой учебно-методический комплект, необходимо лично поговорить с учителем, чтобы выяснить:
как учитель представляет себе работу по этой программе;
какие использует дополнительные материалы;
какие требования предъявляет к ребенку;
какие возможные риски или проблемы он видит при работе по этой программе.

Риск – благородное дело?

— Какой бы интересной и привлекательной ни казалась вам та или иная методика, прежде чем выбрать ее для своего ребенка, следует взвесить все «за» и «против». Прежде всего это касается, конечно, наиболее сложных и интенсивных программ.
Так, хотя программа Эльконина – Давыдова не предполагает домашних заданий, на практике освоить весь – довольно сложный и объемный – материал на уроке, как правило, не удается. А значит, ребенку с первого класса достаточно много придется заниматься дома. И если помимо общеобразовательной школы предполагаются дополнительные нагрузки, делать это придется за счет сна и прогулок.
Программа Занкова менее сложна, но достаточно интенсивна. И у гиперактивных детей, у тех, кто имеет проблемы с концентрацией внимания, могут возникнуть сложности при обучении. Проблемы возможны и в том случае, если ребенок часто болеет: нагонять пропущенное ему будет довольно сложно.
Поэтому не стоит рисковать, выбирая программу интенсивного обучения, если ребенок:
часто (больше 6 раз в год) болеет ОРВИ или у него есть любые хронические заболевания;
имеет проблемы с эмоциональной регуляцией или концентрацией внимания;
помимо общеобразовательной, посещает музыкальную, спортивную или художественную школу;
будет долго добираться до школы на транспорте.

Речевые проблемы

— Отдельно стоит сказать о школах с углубленным изучением иностранного языка. В них бывают самые разные общеобразовательные программы, от традиционных до интенсивных, плюс изучение одного, а иногда и двух иностранных языков.
Я бы не советовала отдавать в такие школы детей, у которых были какие-то нарушения речевого развития, если они ходили в логопедический детский сад, занимались с логопедом в поликлинике.
Родителям часто кажется: если к моменту поступления в школу у ребенка скорректировано произношение всех звуков, то проблема решена. Однако речевое развитие – не только артикуляция. Если ребенок не в состоянии пересказать сказку или мультик, запомнить стихотворение, составить рассказ по картинке – это тоже свидетельствует о несформированности речевого развития. И программа школы с углубленным изучением иностранного языка будет для таких детей сложна, причем проявляется это обычно не сразу, а ближе к концу первого класса.
О каждой из этих программ написано немало: от аналитических записок до родительских отзывов. Найти их на просторах Интернета нетрудно. Поэтому мы решили не делать подробный обзор, а попытаться охарактеризовать каждую из них одной фразой, максимально точно передающей, с точки зрения авторов, ее сущность.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова: обучение от абстрактного к конкретному, отсутствие готовых ответов, сотрудничество детей и педагогов
Программа Л. В. Занкова – интенсивность и всеохватность, самореализация «Школы России» – традиционность и стабильность, отсутствие спешки

«Начальная школа XXI века» – внимание к возрастным и личностным особенностям, обилие игровых элементов, ситуация успеха для каждого ученика «Школа 2100» – учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал
по минимуму стандарта
«Гармония» – стремится объединить традиционные методики с новыми подходами

Рисунок: Вивиан дель Рио

Статьи на эту тему