Еще в январе девятиклассник Кирилл начал отращивать волосы. К апрелю копна на голове стала просто вызывающей. Но Кирюша стричься не спешит. И не потому, что хочет эпатировать окружающих или податься в рокеры. Просто впереди – экзамены. И Кирилл планирует прийти на них подготовленным: в кармане пиджака – мобильник, а в ухе – беспроводная гарнитура, невидимая под шевелюрой. Во время экзамена на связи будет товарищ Кирилла – Антон. Вооружившись экзаменационными билетами, он сможет продиктовать другу правильный ответ.
Коллекция хитростей
Такие примеры использования технического прогресса огорчают Игоря Зинченко, преподавателя физики с двадцатилетним стажем. Ведь его коллекция шпаргалок теперь пополняется лишь изредка. Дело изготовления «шпор» продвинулось далеко вперед со времен их рукописных вариантов.
Конечно, клочки бумаги, на которых бисерным почерком записаны самые важные формулы или исторические даты, никто не отменял. Таких шпаргалок в коллекции Игоря Ивановича больше всего.
Но есть и гораздо более оригинальные экспонаты. Вот, например, «шпора»-патронташ. К поясу пришивается резинка, и в нее «пульками» вставляются бумажки с ответами. С правого бока – четные номера билетов, слева – нечетные.
Вот – авторучка, которая пишет невидимыми чернилами (говорят, продается в детских магазинах). Надпись проступает, если только посветить на нее фонариком, который расположен на другом конце ручки. Еще вариант – бутылка с минеральной водой, на обратной стороне этикетки которой написаны формулы.
Но, пожалуй, самый оригинальный экспонат коллекции – конфета «чупа-чупс» с секретом. Ее Игорь Иванович отобрал у своей ученицы на одной из школьных контрольных. Девушка обмазала обычную карамель клеем, облепила полосками бумаги с формулами. А сверху закрепила все скотчем. А потом 45 минут урока держала конфету во рту, вынимая лишь изредка – чтобы списать. — Учителя обмануть нельзя! – говорит Игорь Иванович. – Класс передо мной – как на ладони. И я всегда вижу, кто списывает. Но против шпаргалок ничего не имею. Ведь ученик, когда готовит «шпору», вынужден хотя бы раз прочитать нужные правила и формулы.
Вспомнить все
— Как ни странно, но шпаргалки перед экзаменом пишут не только двоечники, но и усердные ученики. Просто для моральной поддержки, – говорит психолог Мария Малашенкова.
Ученые доказали: в среднем человек использует не больше 10 % возможностей своей памяти. Остальные 90 % пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. Таких законов всего три: впечатление, повторение и ассоциация.
Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Второй закон памяти – повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить ее главным образом за счет повторения.
И, наконец, ассоциация. Единственный способ надежно запомнить некий факт – это связать его с каким-либо другим. Так, музыкант запоминает цифры с помощью нот, а математик запоминает музыку с помощью цифр.
А греки придумали свой метод. Они мысленно располагали нужные для запоминания предметы в знакомых им комнатах. А потом, по мере надобности, так же мысленно «доставали» их оттуда. Искусство запоминания назвали «мнемоника» – от греческого слова «mneme» (память).
Да здравствуют «запоминалки»!
Чтобы обойтись без шпаргалок, можно использовать различные фразы и рифмовки. Таких «запоминалок» много по всем школьным предметам. Вот только несколько примеров.