Кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя»

В дореволюционной России была система подготовки кадров для государственной службы «с младых ногтей» – кадетское образование.

Непростое возрождение традиций


На каждого кадета выделено в год по 53000 рублей, а в школах-интернатах по 156000 рублей Кадетских школ, корпусов сейчас в России более 60. Они есть и в Сибири, и на Урале. Есть они и в Москве. В столице, как всегда, подошли к делу обстоятельно – приняли программу по развитию кадетского образования на 2001–2005 годы. Сегодня в Москве работает 12 кадетских корпусов, по одному в каждом администра-
тивном округе.
— Должен быть отбор лучших, а получилось, что сейчас набирают, кого Бог даст, – посетовал преподаватель одного из кадетских корпусов. – Вместо подготовки элиты для страны мы занимаемся латанием дыр
в воспитании.
Когда в Москве возникла необходимость системно решать проблемы детей из социально неблагополучных семей, решили использовать возможности кадетских корпусов.

Строгинские моряки

По виду это обычная школа, таких зданий в Москве сотни. Но отличия, даже на первый взгляд, есть: во дворе штабелями стоят шлюпки, а перед зданием рядом с российским триколором и флагом Москвы – Андреевский стяг. На воротах – якоря, перед дверью – рында. Это – кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя», что в окраинном московском районе Строгино. А уж когда войдешь внутрь, сразу чувствуешь: тут все серьезно. «Палуба» надраена, при входе – дежурный офицер и кадет строго спрашивают, кто, к кому, зачем. И морская форма… Красиво, что тут скажешь!..
Около кабинета психолога переминается с ноги на ногу мальчишка в обычной одежде.
— Я только поступаю. В пятый класс. Мы из Северодвинска приехали в Москву.
— Тебе эта школа нравится?
— Очень. Так тут чисто, красиво. А у нас там все старое, ободранное, весь пол закидан фантиками.
Объяснение тут простое. Москва первой пошла по пути придания кадетским школам статуса государственных образовательных учреждений. В то время, как кому-то представляется, что кадетские школы должны быть только частными. Средства в кадетское образование в Москве вложены немалые. Все такие школы содержатся в прекрасном состоянии, отлично оборудованы. На каждого кадета предусмотрено ежегодное финансирование в размере 53 000 рублей для обычных кадетских школ и по 156 000 рублей для школ-интернатов. И это без учета оплаты коммунальных услуг, капремонта, пошива и приобретения формы, учебного и технологического оборудования. Для обычных школ такое финансирование – недостижимая мечта.

Военно-гражданский союз суперспециалистов


Как правило, в кадетских школах работают и, так сказать, обычные преподаватели, и бывшие военные. Кроме того, есть еще и воспитатели, как правило, тоже из военных. Так что дефицита мужского воспитания и дисциплины в кадетских корпусах нет.
Квалификация у преподавателей в этих учебных заведениях – самая высокая. Взять Морской корпус Героев Севастополя. Его директор, капитан I ранга Евгений Введенский – доктор наук, профессор, академик Российской академии естественных наук. Его заместитель по научно-методической работе Юлий Фомин – контр-адмирал, кандидат технических наук. Есть еще два человека с учеными степенями, пять профессоров.
Вот вам и профессиональное признание. Такое дорогого стоит!
— Я никогда еще не давала интервью, – крутя в руках авторучку, волновалась Мария Алексеевна, обаятельная учительница математики. Она – не простой педагог. Мало того, что потомственный – родители тоже учительствуют – так еще и финалист окружного конкурса на звание «Лучший учитель».

Мужское воспитание и скелет лягушки

Не раз и не два в общении с преподавателями, родителями и учениками в разговоре нет-нет, да и упоминалось слово «дисциплина». И если первые две категории говорили с одобрением, то ребята… одни – без особого восторга, а другие – совершенно нейтрально.
— Слишком тут много внимания дисциплине, – ерзал на месте восьмиклассник.
— Ну есть и есть, – парировал одиннадцатиклассник.
— У нас обычная школа, не специализированная, – говорит математичка Мария Алексеевна. – И дети самые разные по способностям. Так что сложности такие, как и везде. Но есть одно положительное отличие – дисциплина. Когда она есть, работать удобнее. А потом, если детям интересно на уро-
ке – будет и дисциплина.
Правда, трудно ее устанавливать и поддерживать, когда кругом в обычной жизни все не очень «дисциплинировано». Тем не менее, многие родители стремятся, чтобы их чада учились именно здесь, хотя некоторым детям это обходится в два часа ежедневной дороги.
— Здесь ему лучше, – объясняет мама одного из кадетов. – Во-первых, я спокойна, что он во время занятий учится, а не ворон считает. Учителя здесь хорошие. Во-вторых, я спокойна за него и после окончания занятий – он не будет собак гонять по дворам.
Конечно, присутствие военных здорово дисциплинирует учеников. Это как раз то «мужское воспитание», которого, как говорят специалисты, так не хватает сейчас во многих российских семьях.
— Когда только-только начинали создаваться кадетские корпуса, я в одном видела, как мальчишки буквально облепляли моего мужа, когда тот приходил на занятия, – рассказывала жена офицера, преподававшего в свое время в одном провинциальном кадетском корпусе. – «Можно, я просто подержусь за Вас», – шептал второклашка, заглядывая снизу в глаза учителю в военной форме.
Дело в том, что пацан этот, как и многие другие, никогда не общался с сильным, уверенным в себе мужчиной, с рождения он воспитывался только мамой и бабушкой. Но назвать некоторые семьи социально неблагополучными – язык не поворачивается. Обычные люди, но вот что-то «не склалось». Так что кадетский корпус – шанс для мамаши в одиночку «вытянуть» ребенка. В этот морской кадетский корпус приезжают учиться и несколько оставшихся круглыми сиротами детей из интерната.
Правда, встречались и вопиющие случаи. Рассказывают, что несколько лет назад некая «добрая» женщина, взяв на воспитание четверых детей-сирот из интерната, стала получать на детей немалое пособие. А потом она их «сдала» – другого слова не подберешь – в один кадетский корпус на полное государственное содержание. Такой вот бизнес на детях.

Ты – морячка, я – моряк


Программы обучения в кадетских корпусах – как в обычной школе плюс, во-первых, дополнительные часы так называемого регионального компонента («Основы военной службы», «Основы общей культуры», «Физическая культура»). И, во— вторых, дополнительные часы в зависимости от профиля кадетского корпуса.
Интересно, что морские дисциплины изучают и девочки. Их немного: по 5–9 человек в классе. Но есть классы, где их нет вовсе.
— Девочек действительно немного, может быть, поэтому они о себе довольно высокого мнения, – говорит Ольга, школьный психолог, студентка 5 курса Московского государственного педагогического университета.

Хоть в «органы», хоть в автослесари…
Все мелочи и шероховатости отступают на второй план, когда подходит время выбирать, куда идти после школы. Кадетские корпуса, как уже было сказано, задумывались для пополнения рядов тех, кто хочет посвятить себя государственной службе. И хотя здесь, в кадетском корпусе, таких куда больше, чем в обычной школе, жизнь вносит свои коррективы.
Кто-то собрался стать психологом, а кто-то мечтает обучиться менеджменту в сфере бизнеса. Есть ребята, которые видят себя на службе в милиции, в органах госбезопасности, и даже один автослесарь. Когда мы уходили из школы, двое мальчишек несли сушиться на улицу только что покрашенный ими картонный макет корабля. Он был большой – метра два длиной, они несли его торжественно.
— Как называется корабль? – спросили мы их.
— Дело серьезное, надо подумать, – без тени улыбки ответило будущее России. И сразу за страну стало спокойнее.

Фото: Любовь ВОРОБЬЕВА