№5, май 2018 года

№5, май 2018 года

Сколько дополнительных занятий в кружках и секциях успевает освоить за время учёбы среднестатистический школьник? Если менять увлечения каждый год, получится около 20 – от одной цифры делается как-то не по себе. Шахматы, футбол, художественное валяние из шерсти, робототехника, танцы в ассортименте, вышивание крестиком и компьютерная анимация – и всё в режиме первого знакомства и лёгкого флирта без обязательств. И уж тем более – без долгих тренировок, домашних заданий и соревнований на выходных. Не каждый ответственный родитель позволит своему ребёнку такое легкомыслие: любви без страданий не бывает. Надо, чтобы верность и постоянство, вдохновение и его поиски, терпение и труд… Планирование этого славного пути начинается, пока будущая звезда ещё ходит в детский сад, но уже имеет таланты: рисует, поёт, танцует или как-то намекает, что к этому готова.

Дальше… дорогие родители, дальше начинается то, за что вас в любом случае будут упрекать. Вы отправите своего умничку в музыкальную, художественную или спортивную школу и тем самым лишите его беззаботного детства. Вы пожалеете бедного ребёнка, которому и так делать уроки, не щадя себя, и тем самым лишите его возможности вовремя научиться играть на пианино, как Маша, забивать голы, как Петя, или рисовать виртуозные шаржи на одноклассников, как близнецы Петровы. «Зачем вы нас подавляли?» – говорят дети с дипломом об окончании чего-нибудь. «Почему вы нас не заставили?» – вторят им те, кого родители не смогли переубедить. То есть в ответе опять мы – мамы и папы. Мы уговариваем, подбадриваем, хвалим, ругаем, восхищаемся, отчаиваемся – и всё же верим, что действуем во благо и нужно совсем чуть-чуть подождать. Ведь так мы помогаем нашим детям преодолеть первые трудности на пути к делу, которое сделает их жизнь интересной и насыщенной.

Это я к чему? В мае в музыкальных, спортивных и художественных школах начинаются приёмные испытания. Успехов всем!

Ваш главный редактор Алла Виноградова

Тема номера:
Моя вторая школа

Родителям хочется, чтобы после уроков ребёнок не просиживал за компьютерными играми, а развивался, учился новому, приобщался к искусству или занимался спортом. Пойти есть куда: можно ограничиться кружком или секцией при школе или Доме творчества, а можно отправиться в школу дополнительного образования. Как выбрать направление, которое больше подходит вашему ребёнку?

Существуют как отдельно музыкальные, художественные, хореографические школы, так и школы искусств, объединяющие под своей крышей несколько направлений. Программы образования сейчас делятся на общеобразовательные и предпрофессиональные. Вторые предполагают более глубокое и продолжительное изучение предмета – соответственно, отбор на них более строгий.

Конкуренция на бюджетные программы высокая. Многие родители уже в 4–5 лет отдают детей на подготовительные платные занятия. Шансов поступить после такой подготовки у ребёнка больше. Помимо бюджетных, в школах есть и платные отделения, попасть на которые проще.

Поступление ребёнка в школу дополнительного образования или спортшколу – только первый шаг. Важно, чтобы он продолжил там заниматься и в идеале – закончил её. Обучение творчеству или занятия спортом – это непростой труд, и к этому нужно быть готовым и детям, и родителям. Несколько раз в неделю водить ребёнка на занятия, возить его на выступления или соревнования, мотивировать к занятиям дома – всё это ложится на плечи взрослых, поэтому лучше оценить свои возможности заранее…

10 советов: как научить решать задачи

Он долго сидит за столом, ломая голову над задачей по математике, а потом в который раз приходит к родителям: «Ничего не понимаю». Мама или папа возмущаются: «Мы вчера решали почти такую же задачу! Почему ты опять не можешь сам справиться?» Чтобы научиться решать задачи, нужно много практики, а родителям хорошо бы знать секреты, которые помогут ребёнку быстрее освоить этот навык.

Бывает, что школьник быстро решает примеры, не ошибается в вычислениях, но задачи вызывают у него серьёзные трудности. Причины этого – в неумении читать условие, в недостатке логического мышления и опыта. Чтобы освоить новый тип задачи, одному достаточно прорешать пять вариантов, другому нужно десять, третьему – двадцать. Всё индивидуально.

Если ребёнок плохо справляется с задачами, помогайте ему, объясняйте, предлагайте аналогичные, делайте вместе немного больше того, что учитель задаёт на дом. Запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте ребёнка, иначе отобьёте всё желание заниматься математикой.

Дошколенок

Особые дети: где учиться?

Может ли ребёнок с расстройством аутистического спектра ходить в обычную общеобразовательную школу? Да, если в ней созданы для этого условия. Таких школ с каждым годом становится всё больше, как и возможностей выстроить свою образовательную траекторию для каждого ученика.

Каждый грамотный специалист, разрабатывая с вами программу реабилитации и коррекции ребёнка с РАС, обязательно скажет о том, что впереди у вас школа и необходимо к ней максимально подготовиться, даже если вашему ребёнку ещё только 3 года.

Если ребёнок с аутичной симптоматикой пойдёт в обычную общеобразовательную школу, у него могут возникнуть проблемы при общении с учителем, одноклассниками, трудности с соблюдением школьных правил, обучением. Однако это не означает, что ребёнку с РАС нельзя в школу. Наоборот, ему необходима среда обычных детей. В изоляции, на домашнем обучении, отделённый от школьной жизни, от возможности разделить с  ровесниками общий опыт, он никогда не научится справляться с трудностями, которые возникают и будут возникать у него в социуме.

И школа, и дети, и учитель, и сам ребёнок должны быть готовы к взаимодействию. Неправильно просто привести и посадить ученика с РАС в класс за парту, считая, что само окружение, понимающая и принимающая среда и терпение окружающих сделают своё дело, помогут ему преодолеть трудности и сделают неотличимым от условной нормы. Само по себе ничего не делается…

Опасный симптом

Пониженная температура

Когда у ребёнка жар, взрослые сразу принимают меры, а вот пониженная температура часто проходит незамеченной. На градуснике не 36,6 °С, как положено, а, например, 36,1 °С. Опасно ли это? Угрозы для жизни нет, но на качестве её это отражается не лучшим образом. При такой температуре невозможно хорошо себя чувствовать, нормально учиться, заниматься спортом. Гипотермия свидетельствует об упадке сил. А чем он вызван, родители должны разобраться вместе с врачом.

Нормальной считается температура 36,6–36,7 °С, если её измеряют под мышкой. Утром температура может быть чуть ниже, а вечером – немного выше. Размах суточных колебаний в среднем не превышает 0,5–0,7 °С. Но нет правил без исключений. У некоторых вполне здоровых ребят температура опускается до 35,9 °С и даже ниже. Прежде чем доктор вынесет заключение, что это вариант индивидуальной нормы, он должен обследовать ребёнка.

Трудный возраст

Плохое слово «идеал»

Люди рождены для общения, ведь человек – существо социальное. Это общение может быть безграничным, вплоть до перехода в полную свою противоположность (друг всем – никому не друг), ограниченным, вплоть до изоляции, и адекватным, когда есть близкий круг (настоящие друзья), средний круг (приятели, знакомые) и все остальные, с кем сталкиваешься по жизни и умеешь выбрать правильную дистанцию. Но как её выбрать, если не умеешь понять, хорош ли этот человек для тебя и как с ним обращаться? И возможно ли, чтобы вокруг было только хорошее?

Идеализация! Мы хотим, чтобы всё было хорошо, и иногда не хотим видеть, что с нами рядом есть и плохое. Коллега поступает плохо, ребёнок поступает плохо, наш друг поступает плохо, но мы видим и воспринимаем только хорошее (или нам просто хочется так думать). В упор не замечаем то, что не нравится, или то, с чем не знаем, как обращаться. Вот тогда и срабатывает такая психологическая защита, как отрицание, или идеализация (так люблю, что верю только в хорошее). Это очень опасно.