№12, декабрь 2017 года

В конце года коллективный разум редакции «Здоровье школьника» занят совсем не тем, что логично было бы предположить по сезону. Мы не думаем о рецептах праздничного стола, карнавальных костюмах, не обсуждаем, как помочь детям подготовиться к встрече Нового года, чтобы все одноклассники потеряли дар речи от восторга. Почему? Потому что это мы уже придумали. В декабре нас занимают иные вопросы – например, что делать, если одиннадцатиклассник Василий перед зимними каникулами взял и передумал быть математиком, а хочет переквалифицироваться в химики? Разумеется, со всеми сопутствующими этому своевременному решению новыми экзаменами, выбором профильного класса и прочими важными подробностями. Или вот ещё: нужно ли посещать все уроки физкультуры кандидату в мастера спорта Пете, если у него и так по 2 тренировки в день? Как себя вести родителям 13-летней Елизаветы, которая регулярно закатывает истерики? Как учить первоклассника Филимона решать задачи? Только не смейтесь, Филимон уверен, что задача про ёжиков, которые делили яблоки, – это совсем не то, что про белочек, которые запасали орехи, даже если в остальном все условия совпадают… Впереди у нас с вами целый год, и в этом году наши школьники, как обычно, помимо сделанных своими руками подарков, преподнесут родителям ворох других сюрпризов. Редакция нашего журнала желает вам, дорогие читатели, чтобы среди этих сюрпризов было побольше приятных. Со всеми остальными мы поможем вам разобраться – как вы помогаете нам делать этот журнал полезным, актуальным и интересным. А теперь – с наступающим Новым годом и здоровья вам и вашим детям!

Ваш главный редактор Алла Виноградова

Тема номера
Как тебя зовут?

Флешка, Поттер, Бомж, Кефир, Нос – каких только обращений не услышишь в школе! Дети предпочитают называть друг друга не по имени­фамилии, а по прозвищу. Реакция на прозвища разная: одни обижаются на них, другие игнорируют, третьи гордятся. Прозвища – это часть школьной субкультуры, и представить себе жизнь без них очень сложно. Главное – научить детей правильно к ним относиться.

Если имя дают ребёнку родители, то прозвищем награждают окружающие – те, кто оказывается рядом и подмечает какую-то отличительную черту. Прозвище выделяет человека из толпы, подчёркивает индивидуальность. Вторые имена встречаются не только в школьной среде, но и у студентов, спортсменов, политиков.

В школе дети чаще всего придумывают друг другу прозвища в возрасте 10–14 лет. В это время идёт активный процесс социализации. Ребёнок пытается определить своё место в коллективе, понять, с кем дружить, к кому примкнуть. В некоторых группах прозвище становится пропуском, признанием, что этот человек – свой.

Прозвища – это часть школьного языка, на котором дети общаются между собой. В присутствии взрослых ученики называют друг друга по имени-фамилии и не используют клички. Учителя часто не знают прозвища, которые есть у детей, а родители очень удивляются и возмущаются, узнав, как друзья обращаются к их ребёнку. Получается, что это язык для посвящённых…

Острый угол
Ябеда-корябеда

«Мой ребёнок жалуется в школе и дома на всех и на всё. Так было и в садике, но воспитатели меня успокаивали: для маленьких детей это норма. А сейчас учителя раздражают доносы и ябедничество сына. Он поднимает руку, но не отвечает на вопрос, а рассказывает, как ребята пугали кошку или дразнили девочку. Я в курсе, кто в буфете без очереди покупает булочки, кто прячет портфель у одноклассницы, кто толкается и плюётся на перемене… Очень переживаю за ребёнка. Его уже дразнят «ябеда-корябеда». Объясняла ему, что так поступать нельзя, с ним никто не будет дружить. Посоветуйте, что делать! Пройдёт ли это?» Ответы и мнения – в нашей подборке.

Технологии
Разговаривать с учителем. Как?

Примерами того, как общаются с учителями родители, полнится Интернет. Диапазон широкий – от обмена язвительными любезностями без телесных повреждений до нанесения черепно­мозговых травм. А уж крики при всём классе «Да как вы посмели поставить тройку моей девочке!» вообще стали классикой жанра. Учителя обороняются как могут. Да, они тоже не ангелы. Как и мы. И за то, какой будет наша беседа, мы отвечаем в равной степени.

Любой родитель должен по-мнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятёрок, а ребёнок ленится или что-то ему не даётся? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всём будут виноваты учителя – придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово. Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме следует.

Актуальная тема
Ой, мороз, мороз!

Обморожение и общее переохлаждение организма возможны и при небольшом морозе, а иногда даже при плюсовой температуре. Чаще всего у детей происходит обморожение рук и ног, ушей, носа.

Если ребёнок на улице побледнел или у него посинел носогубный треугольник (лёгкая степень переохлаждения), появились озноб, мурашки, одышка, частый пульс, его срочно нужно отправить в тепло. Кстати, у малышей до 3 лет на холоде не бывает мышечной дрожи. А о переохлаждении может сказать лишь непривычное поведение – например, вялость, молчаливость, сонливость, слабость.

Трудный возраст
Можно ли научить состраданию?

Нужно ли оно в современных условиях, и если нужно, то как воспитать или развить его в наших детях? Сразу отбросим обвинение в равнодушии и бездушии. Будем говорить о возможности иметь такую душу, которая способна выдержать страдание вообще, не отворачиваться от него – как от собственного, так и от чужого. Как проявляется неспособность принять страдание? Если страдаешь ты сам – отрицать или даже выражать агрессию. Если страдает другой – не заметить, пройти мимо.

Почему одни приходят на помощь, а другие – нет? У человека есть целый ряд защитных механизмов, предназначенных для самосохранения. Так при физической боли запредельной силы возникает болевой шок, чтобы человек выдержал её. Подобное возможно и в душевном плане! Поэтому не стоит сразу обвинять детей в жестокосердии…