№2, февраль 2018 года

В феврале чаще, чем в другие месяцы года, мы вспоминаем, что у нас растут не просто дети, а мальчики и девочки, и с этим надо что-то делать. Родительские комитеты детсадов и школ загодя начинают обсуждать, как бы поздравить сначала мальчиков, а в марте, глядишь, и до девочек очередь дойдёт. Людям старой закалки может показаться странным, что, вместо того чтобы ждать от сыновей подарка к Международному женскому дню, мамы мальчиков (папы в подобных делах участвуют редко) решают, почём скинуться на подарки девичьей части класса, потому что самодельные – это как-то жалобно. Мальчики в обсуждении, как правило, не участвуют – малы ещё. Ну, что они придумают во втором-то классе? Впрочем, девочки тоже ничего придумывать не будут – для этого есть родительский комитет. То есть те же самые мамы. После уроков они завяжут своим мальчикам шнурки, застегнут куртки и пойдут вместе делать домашние задания… Мальчиков больше жалеют.

Я пишу всё это и понимаю, что рассказываю о странном, поставленном с ног на голову стереотипе мужчины-защитника, которого, прежде чем он вырастет, нужно беречь и защищать от всего: от болезней, тяжестей, неподходящих друзей и подруг, затем – от армии, где всякое может случиться. Ведь потом ему предстоит быть и защитой, и опорой, и вообще каменной стеной. Как его этому учат, как готовят к этой роли? А вот так и готовят…

Между тем жизнь всё время показывает нам другие примеры: сильные женщины, которые сворачивают горы, слабые мужчины, которым что-то мешает реализоваться. И тут же, рядом – счастливые люди, не ждущие от партнёра решения своих жизненных проблем. Просто вместе, по-честному, без манипуляций и мелкого жульничества. Может, так оно правильнее? А защитник Отечества – это такая профессия. И всех имеющих к ней отношение мы от всей души поздравляем.

Ваш главный редактор Алла Виноградова

Тема номера
Правильная оценка

«Что ты сегодня получил?» – такой вопрос чаще всего задают родители ребёнку после школы. Успеваемость интересует их больше, чем то, что изучал школьник на уроках, какое у него настроение, с кем он общался. Правильно ли это? Как детям и родителям относиться к оценкам? По каким критериям они выставляются?

В первом классе учителя не ставят оценок. У детей, пришедших в школу, разный уровень подготовки, и прежде чем оценивать их работу, нужно сначала их научить. К тому же, в первое время важно, чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к учёбе. Плохие отметки могут лишить его мотивации. Кстати, запрет на выставление оценок в первом классе прописан законодательно*.

Бывает, что учителя отмечают выполненные первоклассниками в тетради задания «звёздочками», «солнышками» и т. д. Но это тоже неправильный подход: дети воспринимают знаки как оценки и реагируют на них не менее болезненно. Поэтому использование символики, заменяющей отметки, в первом классе тоже нежелательно.

В большинстве школ оценки появляются уже во 2-м классе. Иногда по музыке, ИЗО, физкультуре, технологии ребёнку ставят зачет/незачёт. Это хорошая практика, ведь не у всех детей есть способности к творчеству или спорту.

Дошколенок
Занимательная конфликтология

— Я в эту твою школу больше не пойду! – решительно заявил Митя, вернувшись из прогимназии. – Там все глупые и надо мной смеялись. И Сашка мне бумажку за воротник засунул. Мне там больше не нравится…

Услышав слёзные жалобы, тревожная и трепетная мама хочет немедленно спрятать беззащитное дитятко под своё тёплое крылышко и коршуном ринуться на обидчиков. Более спокойные и здравомыслящие родители, возможно, поступят наоборот: дети всегда ссорятся, разбирайтесь сами. Вообще-то, и тот, и другой путь в корне неверны. С началом занятий в подготовительной группе при школе, попав в новую для себя среду, будущий первоклашка учится не только читать и писать, но и строить отношения с другими детьми, которые существенно отличаются от отношений в детском саду и тем более в семье.

Кидаясь немедленно защищать «крошку», мы лишаем ребёнка возможности научиться самостоятельно справляться с конфликтами и строить отношения с одноклассниками. Отмахиваясь от его проблем, которые кажутся нам слишком мелкими, мы оставляем его с ними один на один, не показывая, как выходить из них достойно и грамотно. В этом случае ребёнок, конечно, скорее всего, научится и сам справляться с конфликтными ситуациями, но это отнимет у него слишком много сил и времени, которые нужны для других, более важных дел. Да и результат вас вряд ли порадует.

Технологии
Как научить печатать на компьютере

Типичная картина: ребёнок сидит, низко склонившись над клавиатурой, отыскивает на ней нужную букву, нажимает указательным пальцем и переходит к поиску следующей. Работа над докладом, который задали к уроку, растягивается на часы. Как ускорить процесс? Научить школьника навыкам быстрой печати на компьютере.

Самая высокая скорость печати достигается при слепом десятипальцевом методе: человек печатает всеми пальцами рук и при этом не глядит на клавиатуру. Основную роль при этом способе играет не зрение, а мышечная память. Чтобы научиться печатать таким методом, нужно время на тренировки. Зато полученный навык не только сократит время подготовки докладов и презентаций в школе, но и понадобится в будущем – в  колледже, вузе, на работе. Да и в обычной жизни пригодится: можно быстрее переписываться с друзьями в соцсетях.

Слепой метод печати позволяет не только экономить время, но и сохранять правильную осанку и зрение. При таком способе работы человек сидит прямо, не сгибаясь, и смотрит перед собой на экран. Ему не надо постоянно переводить глаза с экрана на клавиатуру.

Обучать ребенка методу слепой печати можно уже в 8–9 лет. Для этого нужен компьютер, свободное время и желание.

Первая помощь
Непростительные ошибки

От травм никто не застрахован, тем более наши активные и бесшабашные дети. И если придётся столкнуться с такой ситуацией, как говорят врачи­травматологи, иногда лучше не делать ничего, чем навредить, неправильно оказывая первую помощь. Как не допустить ошибок и что конкретно нужно предпринять?

Дорогие мальчики
Мужской характер

Взрослым никогда не было и не будет легко с подростками. Особенные сложности возникают с мальчиками. Процесс воспитания почти всегда отдан на откуп мамам, а им бывает сложно разобраться в проявлениях переходного возраста у представителей противоположного пола. На что надо обращать внимание, а что уже не в вашей власти, если в семье есть юноша?

Трудный возраст
Опыт без права передачи

Мы готовы учить своих детей всему, что сами знаем и умеем. А вот они не всегда готовы брать то, что мы считаем самым ценным и нужным для них в будущей жизни. Обидно и непонятно: почему они нас не слушают? Ведь потом сами пожалеют, и вообще, нам есть что сказать! Но как это сказать?

Родителям подростков обычно 35–45 лет, и это тоже переломный возраст – кризис середины жизни. Они уже знают, как много нужно, чтобы реализоваться: знания, хорошее образование, забота о своём здоровье… Да, и ещё «Береги платье снову, а честь смолоду» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Сколько подобной мудрости осело в умах и памяти родительской! А ещё хочется, чтобы дети сделали то, чего не смогли или не успели родители. А ещё – чтобы дети пошли дальше, жили лучше, не получали тумаки от жизни и не совершали бессмысленных (с точки зрения самих родителей) ошибок.

И вот тогда возникает вопрос первый: что передавать? Хотя с ним более или менее понятно: хотелось бы всё, и побольше! Второй вопрос значительно сложнее. Как передавать, чтобы взяли, приняли и воспользовались?