Путешествие в классику

№ 2, 2008
Рубрика: Технологии
Автор статьи: Надежда ФЕТИСОВА
Путешествие в классику

На это и рассчитывал Вячеслав Спесивцев, когда задумывал программу «Школьная классика за 45 минут».

Идея революционная: герои бессмертных произведений входят в школьную жизнь. Причем в прямом смысле: труппа Спесивцева приезжает со спектаклем в школу. Их цель – наглядно доказать детям, что литературная классика – не давно забытое прошлое. То, что волнует героев, волнует и нас. «Нас» – не в смысле родителей и учителей, а прежде всего тех, кто смотрит спектакль: четырнадцати-пятнадцатилетних мальчишек и девчонок.

На каждом показе Вячеслав Семенович присутствует лично:

— Представьте потрясение ребят, когда, например, вдруг оказывается, что Ленскому было всего-то «осьмнадцать лет» – ровесник! А значит, и роман «Евгений Онегин» – про них!

В спектаклях театра Спесивцева задействованы практически одногодки мальчиков и девочек, которые сидят в импровизированном театральном зале – классе. Те, кто еще учится в школе или недавно ее закончил. Ведь в эту театральную труппу входят и профессиональные актеры, и ребята-студийцы от шести до семнадцати лет, студенты первых курсов театральных вузов.

Классная гастроль

В московской школе № 1220 показывают «Вишневый сад» по Чехову. Я пьесу знаю почти наизусть и, признаться, немного волнуюсь: как получится сократить классика до 45 минут? И как воспримут спектакль ребята – девяти-десятиклассники? Ведь дворянские гнезда, зарождающаяся буржуазия – проблемы, от жизни современных школьников далекие.

Ребята заходят в знакомый кабинет русского языка и открывают рты: класс не узнать. Возле доски – театральные подмостки. На окнах – тяжелые темные занавеси. Класс освещен красноватым светом проектора, поэтому все кажется каким-то условным. Возле двери – тот самый шкаф, к которому, если помните, обращается Гаев.

Зрители рассаживаются за парты, и Вячеслав Спесивцев берет слово: он объясняет ребятам, зачем театр ставит подобные спектакли. А в это время девчонки на крайней парте о чем-то шушукаются и хихикают.

— Тебя как зовут? Лиза? Лиза, выйди, пожалуйста, – просит Вячеслав Семенович. – Может быть, ты еще маленькая и не понимаешь, о чем речь. А речь не только о театре и пьесе Чехова, но и о жизни. Ведь классика – это наша жизнь.

Лиза из класса выйти не решается, встает возле двери. Ребята притихли.

Пьеса начинается. И вот первый сюрприз: все герои появляются… из того самого «многоуважаемого» шкафа! («провинившаяся» Лиза тихо проскальзывает на свое место). Раневская, Гаев, Лопахин, Петя с Аней медленно идут вдоль рядов. Чеховских героев можно в буквальном смысле потрогать руками и убедиться – они живые, настоящие…

Вот приехали в свое имение Раневская с Аней: «Весь, весь белый! О, сад мой!» – восклицает Любовь Андреевна, глядя в зал. Ребята удивленно переглядываются: оказывается, вишневый сад – это их класс и они сами!

Деловой и очень современный Лопахин рисует план продажи имения прямо на школьной доске. У него это получается убедительно: вот здесь река, здесь имение, здесь будущие дачи… Собираем деньги… Получаем прибыль… Чего тут непонятного?

Ни одной ключевой фразы в спектакле не пропущено. Раневская, рассеянно говорящая Фирсу: «Ты еще жив, мой старичок»… Гаев со своим нелепым обращением к старому шкафу. И все это так характерно и ярко – не заскучаешь. Например, у Гаева – тонкий и смешной тенор. И мальчишки рядом со мной обмениваются записочками: «Ну и голосок у этого типа!» – «И говорит ерунду, хотя красиво!» А в перерывах между диалогами – музыкальные вставки. Лопахин наигрывает вальс. Епиходов бренчит на «мандолине» («Это же гитара, Епиходов!») пошленький любовный романс, а «образованный» Яша подыгрывает на флейте.

Действие волей-неволей втягивает всех присутствующих в классе. Дуняша, поджав губки, подметает прямо между партами. «Кто у нас был дежурным?» – шутят сзади меня.

Француженка Шарлотта раздает ребятам листочки с вопросами, потом показывает: спрашивайте! Первый неуверенно читает:

— Кто ты?

— Я не знаю! – грустно отвечает ему Шарлотта.

— Кто твои родители? – подхватывает вторая девочка.

— Не знаю… Может, они и не венчались.

— Сколько тебе лет?

— У меня нет настоящего паспорта…

В итоге получается так, что ребята сами участвуют в действии.

И теперь оказывается, что все, происходящее на импровизированной сцене, касается их самих.

Потом на мои расспросы актер Алексей Иванюк (Гаев) скажет:

— Играть в камерной обстановке сложнее, чем на сцене. Зато видишь реакцию зрителей, их глаза.

А актер Даниил Дзыгар (Яша) добавляет:

— Сегодня на первой парте сидела совершенно потрясающая девочка. Мы с ней весь спектакль общались: я ей подмигиваю, а она кивает, и глаза вот такие!..

— Ах, Яша, если вы меня обманете, мои нервы… – томно лепечет Дуняша.

— Огурчик! – подмигивает ребятам Яша и целует Дуняшу.

Ребята смеются.

Чехов – это интересно!

Действие подходит к развязке. Уже смертельно обиделся и протопал мимо «облезлый барин» Петя Трофимов. Кто-то из ребят улыбается, кто-то хмурится – жалко «вечного студента». Вот прошли торги, и все узнают, что вишневый сад продан. Кому? Лопахину!

День отъезда. Голос и интонации Гаева смеха больше не вызывают: теперь его жалко. Все уехали, и тут из шкафа (как и в начале!) выходит старый, больной, забытый Фирс…

Спектакль, как и школьный урок, шел сорок пять минут. Только, в отличие от урока, по окончании никто не срывается с места. На подмостки выходит Спесивцев и приглашает всех в воскресенье в свою студию – «потусоваться с Горьким и Чеховым». Позже Вячеслав Семенович скажет мне, что многие действительно приходят: «А однажды после «Евгения Онегина» подошла ко мне девочка и говорит: «А Пушкин-то, оказывается, хорошую книжку написал, надо будет почитать!»

…В коридоре ребята шумно обсуждают увиденное.

— Кто тебе больше всего из героев понравился? – спрашиваю я десятиклассника Сашу.

— Хозяйка дома. Ну та, которая в розовом платье… А, точно, Раневская!

Десятый класс «что-то из Чехова» уже проходил, а что – не помнят. Но «Вишневый сад» теперь всем хочется прочитать.

Да и преподаватели, сначала настроенные настороженно, тоже довольны.

— Я вообще-то считаю, что нужно как можно чаще ходить в настоящий театр, – говорит Ольга Косарева, завуч школы. – Там определенный «театральный» настрой. А культура посещения театра развивает и общую культуру ребенка. Но сегодня все прошло так живо и ярко, что, судя по всему, никаких проблем с изучением произведений Чехова у нас не возникнет.

Фото: Любовь ВОРОБЬЕВА