Людмила Путина: «Давайте позволим детям жить своей собственной жизнью»

Людмила Путина: «Давайте позволим детям жить своей собственной жизнью»

— Людмила Александровна, мы благодарны Вам за согласие ответить на вопросы нашего журнала. Для нас это большая честь и очень важное событие для читателей и для редакции. Мы знаем, как много внимания Вы уделяете проблемам образования, духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Большинство читателей нашего журнала – родители школьников. Особое беспокойство вызывает у них перегруженность учащихся, которая губительно сказывается на здоровье детей. Как снизить чрезмерные перегрузки?

— На сегодняшний день с трудом себе представляю, чтобы возможно было снизить нагрузку в масштабах всей страны, причем по очень разным причинам. В этом смысле повезет лишь детям, родители которых умеют проявить свою любовь к ним, то есть внимательно относятся к их физическому самочувствию, живо интересуются настроением своих детей, их заветными желаниями, радостями и огорчениями. А главное – слышат своих детей и принимают их ответы всерьез.
Все это позволяет любящим и заботливым мамам и папам, во-первых, выбрать школу, где уже снижена учебная нагрузка; во-вторых, позволить школьнику отдохнуть какой-то день в течение рабочей недели, то есть попросту оставить его дома, если он слишком измотан, переутомлен, дать ему выспаться. И только потом подготовить пропущенные уроки к следующему дню в спокойной домашней обстановке; в-третьих, не сажать за уроки в выходные дни; в-четвертых, научить уважать и любить процесс познания, а не двойки с пятерками…
Знаете, мне подарили замечательную книгу Анатоля Алекса «Истина Дао». В одной из глав этой книги, которая посвящена заблуждениям ума, речь идет о необходимости знания предела своих возможностей. Так вот, зная реальные возможности своего ребенка, мы, родители, можем помочь ему двигаться по пути развития и достижений без срывов и разочарований. Ведь если человек действует постоянно на грани своих пределов или, тем более, за этой гранью, он рискует быть сломленным, и у него может не остаться сил на то, чтобы быть счастливым.
И как итог вышесказанного, позволю себе обратиться к читателям вашего журнала: дорогие мамы и папы, давайте позволим нашим детям жить своей собственной жизнью, комфортной для них в духовном, психологическом и физическом плане. Давайте позволим им ежедневно делать собственный выбор и окажем свою поддержку на этом нелегком пути взросления.

— С перегрузками непосредственно связана и другая проблема: множество школьных программ и большое количество учебников. Только по истории или литературе их можно насчитать десятки. На детей обрушивается огромный поток информации. Как в этом разобраться и сделать правильный выбор? И должно ли государство влиять на эти процессы?

— Да, есть такая проблема. К сожалению, в рыночных условиях вряд ли можно как-то регулировать поток учебников. Они, скорее всего, будут плодиться,
и не всегда их качество будет хорошим. Что можно сделать в сложившейся обстановке? Опять же, растить в детях уважение к процессу познания, помогать им осваивать системный подход к обучению.
Иными словами, мы можем научить ребенка «добывать» более или менее объективную информацию по различным темам из разных источников (это могут быть любые учебники, Интернет, словари, энциклопедии и так далее), сравнивать ее, делать собственные выводы на основе полученных знаний.
Умение ориентироваться в огромном информационном потоке – вот, пожалуй, один из основных навыков, которым должен владеть современный ребенок, подросток, взрослый. Спрос рождает предложение!

— Вы воспитали двух дочерей. Когда были в их возрасте, отношения с родителями складывались так же, как у Вас с дочерьми? Видите ли Вы различие между поколениями?

— Мои отношения с родителями во многом складывались иначе, чем с моими дочерьми. Общим, к сожалению, был авторитарный подход к воспитанию. Сейчас, с позиции знания некоторых вопросов психологии, в том числе и семейной, и детской, я сожалею о том периоде, о совершенных ошибках по отношению к детям. Много сделала бы по-другому.
Однако было и много позитивного, в том числе и некоторые принципы, которых я придерживалась в отношениях со своими девочками. Самое главное – я старалась сделать их жизнь лучше, легче и интереснее, чем была моя в детстве.
Различия между поколениями, конечно же, есть. И они должны быть, на мой взгляд, ведь это часть процесса развития, эволюции. Различия эти позитивны, естественны и закономерны.

— Много вопросов мы получаем от родителей подростков. Их беспокоят стрессы, связанные с «психологическим взрослением». Ребята нуждаются в поддержке не только дома, но и в школе. Что Вы могли бы посоветовать родителям, какую роль здесь может и должна играть школа?

— Здесь, как мне кажется, очень помогает общение с детскими психологами, чтение литературы о психологии детского и подросткового возраста. Ведь если мы хотим чему-то научиться в жизни – например, плавать, играть на музыкальном инструменте, говорить на иностранном языке, рисовать и так далее, – мы обращаемся за помощью к специалистам.
А ведь воспитание и поддержка детей – это такое же, а может, еще и более сложное знание. И это знание нам, родителям, можно и нужно получать у специалистов. Такими являются практикующие психологи, особенно работающие в области семейной психотерапии.
Школа же, в свою очередь, может предложить ребенку щадящую нагрузку, различные развивающие факультативы, помощь школьного психолога, заботу об атмосфере общения и многое другое. Была бы добрая воля, как говорят.

— Проводится большая работа по линии государства, общественных организаций для приобщения детей к родному языку, к сокровищам русской литературы, национальной культуры. Этим высоким целям служат и фестивали «БиблиОбраз», которые проводятся уже несколько лет при Вашем непосредственном участии. Судя по нашей редакционной почте, самый большой пробел в чтении приходится на школьников-подростков. Не хватает хорошей литературы для учащихся 10–15 лет. Не нужны ли государственные меры для решения этой проблемы?

— Много думала над этим вопросом, но ответа пока не нашла. Мне кажется, время и социум либо рождают великих и талантливых, либо нет. Возможно, это какие-то объективные процессы мироздания. Мы, со своей стороны, делаем то малое, что можем: проводим конкурсы, круглые столы, фестивали, выставки, семинары.
Хочется опять сказать: спрос рождает предложение. Сегодняшние дети – это будущие потребители, и они будут создавать и спрос, и предложение. А вывод напрашивается: просвещение, начиная буквально с детского сада, – великая вещь. Роль же государства в этом вопросе, то есть в вопросе просвещения, огромна. Но и каждый из нас может внести свой вклад в духовное развитие общества.

— Родители часто жалуются, что дети проводят многие часы за компьютером. Очевидно, это крайне вредно для физического и психического здоровья школьников. Как бороться с компьютерной зависимостью?

— Ответ на вопрос достаточно понятен, как мне кажется, всем. Это зависит только от родителей, как говорится, целиком и полностью. Если мы уделяем много внимания детям, окружаем их любовью и заботой в том виде, в котором им этого хочется, если помогаем им получать удовольствие от общения с внешним миром, поддерживаем их в отношениях с друзьями и в их увлечениях разными видами созидательной деятельности, то вряд они ли предпочтут виртуальный мир реальному.

— Каким образом, по Вашему мнению, в ребенке формируются такие качества, как доброта, совестливость и критическая оценка себя? И что, как Вам кажется, фомирует духовные идеалы ребенка – семья, религия, сверстники?

— Есть книга Марка Хаузера «Мораль и разум», в которой, среди прочего, говорится и о том, что мораль наследуется нами генетически. Таким образом, мы добры и справедливы от рождения… Так ли это?
Как мне кажется, ребенок рождается с определенной закладкой физических и интеллектуальных возможностей, со своим собственным замечательным «я», которое мы часто называем нашей сущностью. Последняя, в свою очередь, обречена на контакт с социумом.
В результате контакта с семьей, детским садом, школой, друзьями формируется личность. И то, насколько она, эта личность, позволяет проявляться нашей сущности, и делает нас такими, какие мы есть: духовными или меркантильными, совестливыми или циничными, умными или примитивными, добрыми или злыми, искренними или лживыми – одним словом, созидателями или разрушителями. Таким образом, какая-то часть нас – это наши бабушки и дедушки, а часть – влияние социума и плюс много еще всяких составляющих, ведь человек – это система, сложная и противоречивая.

— Беда нашего времени – эмоциональная изоляция. Проблемы с выражением чувств есть и у детей, и у взрослых. Все меньше времени дети уделяют полноценному общению, и это объективная реальность. Что могли бы сделать родители и учителя? Каких специалистов и технологий, на Ваш взгляд, не хватает современной школе для того, чтобы процесс обучения не вел к эмоциональному истощению?

— Вы правы, очень многие люди часто не знают даже названий чувств, не говоря уже об умении их проявлять. Думаю, что проблема эта возникла не сегодня, не в наше время, и лежит она в недрах времен диктатуры и преследований, времен мировых войн и послевоенного периода.
Запрет на эмоции, зажатые эмоции, неумение распознать собственные чувства – тяжелое испытание для любого человека, даже если он сам этого не осознает. Как результат – разрушение себя и окружающих, неумение гибко реагировать на внешний мир и вовремя обходить препятствия, дабы не нанести себе любимому ущерб, двигаясь по пути развития и достижений.
Черное или белое, клево или облом, да или нет, перфекционизм, максимализм стали для многих нормой существования. Очень хочется не только посочувствовать, но и помочь. Изобрести какие-то технологии, которые помогут глобально и, как раньше любили говорить, в сжатые сроки все изменить в сфере восприятия человеком жизни, невозможно. Можно и надорваться… Лично мне помогает теория малых дел. Я стараюсь делать то, что мне под силу и, опять же, в рамках моих собственных пределов.
Искренне благодарна вашему; журналу за идею совместного проекта «Азбука чувств», в котором ведущие эксперты в области психологии и семейной психотерапии помогут мамам и папам школьников разобраться в собственных чувствах, распознать и назвать их, найти новые возможности для разговора о чувствах со своими детьми. Надеюсь, что «Азбука чувств» откроет для многих людей яркий мир эмоций и позволит владеть и распоряжаться ими произвольно, то есть осознанно и легко.
Спасибо за предоставленную возможность поговорить с вами и читателями на такую важную тему. Хочу пожелать всем нам быть счастливыми.