Пелагея: «Воспитание детей – это тоже творчество»

№ 9, 2008
Рубрика: Звездный старт
Автор статьи: Анастасия ХАЛЬЗОВА
Пелагея: «Воспитание детей – это тоже творчество»

Обстоятельства, при которых мы познакомились, очень напоминают кошмарный сон любого журналиста. Я встретилась со знаменитостью и не узнала ее. Милая хрупкая девушка, которая перед записью телепрограммы, посвященной благотворительности, рассказывала мне о нуждах детей, больных муковисцидозом, оказалась известной певицей Пелагеей. Осознав, какую оплошность совершила, я тут же начала извиняться и услышала в ответ: «Ничего страшного! Я тоже редко смотрю телевизор». Но на этом мое везение не закончилось. Пелагея охотно согласилась рассказать нашим читателям о своем детстве, самом любимом на свете человеке и планах на будущее.

— Пелагея, в биографии, опубликованной на Вашем сайте, говорится, что петь Вы начали с грудного возраста, в три года печатали на машинке рассказы собственного сочинения, в восемь лет поступили в спецшколу при консерватории… Талантливого ребенка воспитывать непросто. Каких педагогических принципов придерживались Ваши родители?

— Мне очень повезло. С раннего детства у меня была возможность делать то, что нравится, – петь, профессионально заниматься музыкой. Кроме стечения обстоятельств, среды, в которой я росла, несомненная заслуга в этом моей мамы – музыканта и театрального режиссера по образованию. Как она меня воспитывала? Очень серьезно подходила к отбору информации, которая по-ступала в «неокрепшие детские мозги». К примеру, ТВ-сеансы в нашем доме были ограничены. К просмотру допускались лишь советские мультики и фильмы – то, что, по мнению моей мамы, представляло культурную ценность и помогало мне развиваться как личности.
Книги я полюбила рано. В восемь лет залпом прочла «Мастера и Маргариту», мне даже в школу разрешили не идти, пока не дочитаю. Такое воспитание, когда родители не просто контролируют ребенка, а способствуют его интеллектуальному и духовному развитию, – это тоже творчество. Оно требует очень большого внимания к ребенку, «вникания» в него. Мама и папа должны увидеть, что дано их чаду с рождения, а что не доступно. Меня, например, никогда не заставляли корпеть над учебниками по точным наукам, потому что к ним я, мягко говоря, не склонна совсем.

— Какие детские увлечения могли сравниться с любовью к пению и музыке?

— В возрасте трех лет я постоянно устраивала маме приватные хореографические представления. Со шляпой на голове, под музыку «Мэри Поппинс, до свидания!» я танцевала перед диваном, на котором сидела мама, вынужденная на все это смотреть и восхищаться. Она хотела отдать меня в балетную школу, но педагоги, посмотрев на меня трехлетнюю, сказали: «У нас взрослые балерины весят меньше вашей девочки». Мама развернулась и отвела меня в секцию бальных танцев, но там мне не понравилось. И вот с тех пор я пою, а свои хореографические таланты демонстрирую во время проигрышей в песнях.

— Во всех своих интервью Вы говорите о маме. Она и Ваш продюсер, и наставник, и друг, и самый строгий критик. Расскажите о ней, пожалуйста.

Певица Пелагея — Моя мама Светлана Ханова в молодости была джазовой певицей, но, не имея хорошего педагога, перерасходовала свой «певческий ресурс», возникли проблемы со связками. Ей хватило мужества начать все с нуля. Мама стала театральным режиссером, преподавала режиссуру и актерское мастерство в Новосибирске. Когда родилась я, ее жизнь резко изменилась. Все, чему мама научилась за свою жизнь, она положила в основу моего воспитания и образования. Мы с ней неразлучны. Она действительно и мой наставник, и старший товарищ, и продюсер, и администратор, и любимая мама – мой самый близкий на свете человек.

— Что Вам больше всего запомнилось из школьных лет? Наверняка из-за занятости на репетициях и концертах уроки приходилось делать урывками, на переменах.

— Мама старалась не отрывать меня от школьных занятий, поэтому что такое «плотный гастрольный график», я узнала только на последних курсах института. Я всегда обгоняла сверстников по русскому языку и литературе, а вот математика, физика и химия мне никак не давались. Спасибо учителям, которые, поняв, что я неисправима, ставили мне тройки-четверки, чтобы перевести меня в следующий класс.

— Почти у каждого из нас школьные годы ассоциируются с первой влюбленностью. В кого влюблялись Вы?

— Самое сильное «школьное» чувство романтического характера настигло меня в восьмом классе. Объект моего восхищения был старше меня на год, строен и загорел, к тому же танцевал… В общем, молодой человек был обречен на обожание, и, прямо скажем, я была не единственной претенденткой на его внимание. Он так и не ответил мне взаимностью, и я жутко страдала! Теперь мы с ним видимся раз в год на каких-нибудь сборных концертах (он продолжает танцевать), и мне каждый раз очень весело вспоминать о своей несчастной любви.

— Многим запомнились Ваши выступления за Новосибирскую команду КВН. Маленькая девочка с потрясающей силы голосом. КВНовский опыт помог Вам в жизни?

Пелагея — КВНовский опыт помог мне замечательно провести время в команде с молодыми, талантливыми ребятами. Мне действительно было очень весело, азарт проснулся, я поняла, что такое чувство локтя. Но уже тогда, в одиннадцать лет, я знала, что буду заниматься несколько другим делом и на другом уровне, ведь КВН – это студенческая самодеятельность. Так что история с играми быстро закончилась, но у меня остались очень хорошие друзья с тех времен. Да и с современными КВНщиками я общаюсь сейчас. Только я для них – ископаемое: вроде, ровесница, а в КВН играла уже больше 12 лет назад!

— Ваше имя все чаще упоминается в связи с благотворительными акциями. Как так получилось, что Вы занялись филантропией?

— Мне позвонили из фонда, который занимается помощью детям, больным муковисцидозом, и попросили приехать в Российскую детскую клиническую больницу, выступить перед ребятами. Я приехала. С этого все и началось.
Вообще, благотворительность – тема очень серьезная и, если честно, не совсем однозначная. Передо мной не стоит вопрос: помогать или не помогать. Гораздо труднее решить для самой себя, как это сделать лучше, правильнее, честнее. Первое время, когда стали поступать предложения участвовать в благотворительных акциях, мне не хотелось, чтобы моя деятельность в этом направлении получала огласку. Но постепенно пришло осознание того, что моя задача как человека публичного, – привлекать внимание других людей к той или иной проблеме. Например, в одной очень известной больнице дети, больные муковисцидозом, лежат в помещении со стафилококком на стенах, а для них любая инфекция – это смерть! На ремонт этого отделения были собраны необходимые средства, но директор больницы предпочел направить их на другие нужды. С этим бюрократическим беспределом нужно бороться, в том числе и с помощью средств массовой информации.
Благотворительность – это не только «дать денег». Если нет возможности помочь материально, можно прийти к тем, кому плохо, и просто поговорить, песни попеть. Даже если кто-то подумает, что ты таким образом зарабатываешь себе какие-то сомнительные очки – плевать! Важнее достучаться до других людей, которые твоим примером могут быть вовлечены в круг единомышленников, заботящихся не только о своем благополучии.

— Я знаю, что Вы сейчас пишете диссертацию по психологии. Можете озвучить тему?

— Тему озвучивать не буду, пока еще рано. Скажу лишь, что моя диссертация связана с изучением взаимоотношений артиста и зрителя. Работа громаднейшая, очень серьезная, а времени мало. Но, даст Бог, все получится, и даже если не получится диссертация, книжка получится точно. Надеюсь, интересная.

Из досье «ЗШ»

Пелагея Ханова – фолк-рок-певица, основательница и солистка группы «Пелагея». Родилась в Новосибирске. Петь начала, по словам мамы Светланы Хановой, еще в грудном возрасте. В 8 лет будущая певица без экзаменов поступила в спецшколу при новосибирской консерватории и стала первой ученицей-вокалисткой за 25-летнюю историю учебного заведения.

В девятилетнем возрасте Пелагея получила почетное звание «Лучший исполнитель народной песни в России 1996 года».

В 10 лет подписала контракт с фирмой «ФИЛИ», переехала в Москву. Училась в музыкальной школе при Институте им. Гнесиных в Москве, а также в школе № 1113 с углубленным изучением музыки и хореографии. Стипендиат фонда «Юные дарования Сибири». Участница международной программы ООН «Новые имена Планеты».

В 1997 году Пелагея стала членом команды КВН Новосибирского государственного университета.

В 2000 году создала группу, которая впоследствии стала называться ее именем.

В этом же году юная певица экстерном закончила школу и в 14 лет поступила в РАТИ (бывший ГИТИС) на эстрадное отделение, закончила его с красным дипломом в 2005 году. В данное время Пелагея пишет диссертацию по психологии.